25.11.2024

Настоящему еврею завсегда везде ништяк


Индейцы – потерянные колена народа Израиля. Эта версия не дает покоя ученым уже много веков – с тех пор как Колумб открыл Америку. В доказательство идет единобожие и обрезание, найденный Ковчег завета и «иврит» еврейских индейцев. Ну и главный аргумент – у них был свой Холокост.

В 1644 году в Амстердаме произошло знакомство Антонио де Монтесиноса и раввина Менассе бен-Израиля. Бен-Израиль был выдающимся талмудистом, блестящим проповедником, создателем первой в Амстердаме еврейской типографии. Португальский путешественник-марран де Монтесинос, урожденный Аарон Леви, незадолго до этой встречи вернулся из Южной Америки. Его рассказ об увиденном в Новом Свете потряс бен-Израиля. Он заставил мореплавателя поклясться, что тот говорит правду. Леви-де Монтесинос поклялся в амстердамской синагоге, что встретился за океаном с потомками потерянных колен Израиля.

«18-го дня месяца элула года 5404 от сотворения мира, или 19 сентября 1644 года нашей эры, Аарон Леви, ранее известный в Испании как Антонио не Монтесинос, прибыл в город Амстердам и рассказал в присутствии различных представителей португальского народа следующее…» Во время путешествия из Хонды, Вест-Индия, на территорию Попаян, современная Колумбия, де Монтесинос познакомился с индейцем-носильщиком по имени Франциско. Другие индейцы называли его «касик», то есть вождь.

Во время тяжелого перехода через Кордильеры в дождливую погоду индейцы-носильщики проклинали свою судьбу, причитая, что они «заслуживают и большего за свои грехи». Грехи эти, по словам индейцев, состояли в том, что они плохо обращались со святым народом, самым лучшим на свете, так что все притеснения со стороны испанцев – это заслуженная расплата за совершенное преступление. В городе Картахена Монтесинос попал в тюрьму инквизиции, вероятно, узнавшей о его еврейском происхождении.

Однажды в тюремной камере он читал молитву: «Да будет благословенно имя Г-спода, который не создал меня идолопоклонником, варваром, негром или индейцем». И вдруг извинился за последнее слово, произнеся «эти индейцы – евреи». Потом, опомнившись, он спросил себя: «Я сошел с ума? Как индейцы могут быть евреями?» То же самое произошло во время молитвы на следующий день, и через день – снова. Тогда де Монтесинос дал себе клятву – разобраться во всей этой истории, если ему будет суждено выйти на свободу. Когда его выпустили из тюрьмы, де Монтесинос немедленно отправился в порт Хонда и нашел индейца Франциско. В разговоре с индейцем де Монтесинос открылся, сказав:


– Я еврей из колена Леви, мой Б-г Адонай, все остальное обман.
– Кто твои предки? – спросил индеец.
– Авраам, Исаак и Иаков.
– У тебя нет другого отца?
– Есть, его зовут Луис де Монтесинос.
– Разве ты не сын Израиля?
– Да, – ответил де Монтесинос.
– Так бы сразу и сказал, а не сбивал меня с толку. Давай немного отдохнем, выпьем и поговорим.

Позже индеец сказал: «Если ты силен духом и готов отправиться со мной в путь, ты узнаешь то, что желаешь узнать». Они шли восемь дней (с отдыхом в шаббат, разумеется), форсируя реки и забираясь на скалы, пока не пришли к широкой реке. На ее берегу индеец сказал: «Здесь ты увидишь своих братьев». Он подал условный знак. Ответом был дым костра. Вскоре к берегу причалило каноэ. Приплывшие в нем трое мужчин и женщина долго о чем-то переговаривались с Франциско, после чего вдруг бросились обнимать де Монтесиноса. После этого два аборигена встали по бокам от путешественника и произнесли: «Шма, Исраэль. Адонай Элохэйну, Адонай эхад». Позднее Франциско рассказал де Монтесиносу следующую историю: «Б-г привел твоих братьев, сынов Израилевых, в эту землю, свершив для них множество чудес». Индейцы воевали с пришельцами, тем не менее потомки спасшихся сумели обрести громадный авторитет в среде индейцев.

На Менассе бен-Израиля этот рассказ произвел сильнейшее впечатление. Раввин был одержим мессианскими идеями и полагал, что возвращение евреев в Землю Обетованную возможно лишь после их распространения по всему миру, а потому он добивался от европейских правителей допуска евреев в их страны, в частности, вел переписку с королевой Швеции. Тот факт, что евреи уже живут в Новом Свете, прекрасно укладывался в его теорию, так как подтверждал танахическое пророчество: «И рассеет тебя Г-сподь Б-г твой по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням». В 1650 году бен-Израиль опубликовал памфлет «Надежда Израиля» – на иврите («Микве Исраэль») и на латыни (Spes Israelis). Позднее книга была переведена на английский и посвящена британскому парламенту – она должна была убедить власти Великобритании допустить в страну евреев.

В том же 1650 году в Лондоне была опубликована книга профессора Оксфорда Томаса Тороугуда (1588-1669) «Евреи в Америке, или Вероятность того, что американцы принадлежат к этой расе». Показания, данные де Монтесиносом под присягой, были опубликованы в качестве приложения к книге. Сам мореплаватель скончался двумя годами ранее в Бразилии, на смертном ложе еще раз поклявшись, что видел в Новом Свете потомков потерянных колен Израилевых.

 

 

Несколько английских христианских авторов выпустили книги-возражения бен-Израилю и Тороугуду, в которых упирали на то, что пришествию мессии должно предшествовать не распространение евреев по всему миру, а их поголовное крещение. В 1660 году Тороугуд выпустил второе, дополненное издание своей книги, называвшееся уже «Евреи в Америке, или Вероятность того, что индейцы имеют иудейское происхождение, стала выше благодаря дополнениям к ранее имевшимся гипотезам». Многочисленные доказательства, перечисленные в книге Тороугуда, с точки зрения современной науки звучат не очень убедительно. В основном они сводились к тому, что обряды, традиции, образ жизни, мировоззрение коренных американцев во многом схожи с еврейскими. Например, виновному в нанесении раны полагалось по закону нанести такую же рану. Женщина в период менструации должна находиться в отдельном вигваме. Индейцам был знаком и описанный во Второзаконии левират: «Если братья живут вместе и один из них умрёт, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь её должен войти к ней и взять её себе в жены, и жить с нею». Индейцы вступали в брак с представителями своего племени, как было заповедано и евреям в книге Числа: «ибо каждый из сынов Израилевых должен быть привязан к уделу колена отцов своих; и всякая дочь, наследующая удел в коленах сынов Израилевых, должна быть женой кого-нибудь из племени колена отца своего». Тороугуд производил название города Мехико от слова «мессия», обращал внимание, что коренные американцы не произносят вслух слово «Б-г», и полагал, что многие слова в языке индейцев напоминают по звучанию иврит.

Теория Тороугуда не стала общепризнанной. О возможном происхождении индейцев от потерянных колен Израилевых забыли. Примерно на полтора века. В 1815 году во дворе дома фермера Джозефа Меррика из Питтсфилда, штат Массачусетс, был найден кожаный ремень. Меррик первоначально не придал находке значения. Но некоторое время спустя решил изучить ее повнимательнее, так как ему показалось, что внутри ремня что-то есть. Разрезав ремень, фермер обнаружил несколько туго скатанных в трубочки пергаментов. На всех пергаментах были написаны какие-то буквы на древнееврейском языке. Меррик, который был не только фермером и владельцем гостиницы, но еще и дьяконом Первой конгрегационалистской церкви, продемонстрировал находку самым образованным членам общины. Весть о таинственных пергаментных свитках быстро облетела округу. Один из местных священников сумел идентифицировать найденный объект. Это оказались филактерии. Во время изучения четырех пергаментных свитков один был порван, а на трех оставшихся, как оказалось, были написаны цитаты из книг Второзаконие и Исход.

Никто из жителей Питтсфилда не слышал о том, чтобы в их славном городе не только жил, но хотя бы бывал проездом какой-нибудь еврей. До того, как Меррик приобрел земельный участок себе под ферму, на его месте находился форт, а еще раньше – поселение индейцев из племени могикан. Так возникло еще одно возможное объяснение. Поскольку филактериями иудеи пользовались еще со времен Моисея, данные филактерии могли принадлежать индейцам, если те действительно происходят от потерянных колен Израилевых. Что касается артефакта, то его долго изучали различные специалисты по древностям и по ивриту, а потом филактерии потерялись.

Зато ожила забытая теория. Заинтересовавшийся судьбой филактерий священника Этан Смит из Пултни, штат Вермонт, в 1823 году опубликовал книгу «С точки зрения иудеев, или Колена Израилевы в Америке». Среди доводов Этана Смита были такие: все племена индейцев имеют общее происхождение; одно из племен занимает положение, схожее с положением колена Леви в еврейском народе; у индейцев есть своя копия ковчега Завета; индейцам знаком обычай обрезания; индейцы верят в единого Б-га; некоторые пророчества, сделанные в отношение еврейского народа, сбылись в отношении аборигенов Америки. По убеждению Этана, язык индейцев произошел от иврита. В книге приводится таблица совпадений слов в двух языках. Иногда совпадения полные: «аба» (отец), «иш» (человек), «ишто» (его женщина). Иногда различия минимальные: «небеса» на иврите «шамаим», а на языке индейцев «чемим», «ветер» соответственно «руах» и «ровах». К сожалению, люди, владеющие ивритом, могут обнаружить в таблице ошибки в переводе с английского на этот язык.

В 1823 году Джозеф Смит-младший (однофамилец Этана Смита) заявил, что ему явился ангел Мороний и рассказал, где хранятся золотые листы, на которых выгравирован рассказ о людях, которых Б-г привел из Иерусалима в западное полушарие в VI веке до н.э. В рассказе Джозефа Смита повторяются основные пункты теории его однофамильца и соседа. Десять колен Израилевых не пропали. Евреи рассеяния, покинув Старый Свет, нашли убежище в Новом Свете. Евреи поселились в Америке, от них произошли индейцы. Иврит и язык индейцев – это одно и то же. Правда, Этан считал, что евреи попали в Америку по суше, через Берингов пролив, дойдя до нее с Ближнего Востока за полтора года.

В Книге Мормона, вышедшей в 1830 году, члены семей Легия и Измаила долго странствуют, а потом переправляются через Атлантический океан на корабле, построенном «по способу, указанному Г-сподом», и весь путь занимает у них восемь лет. В последующие два столетия Книга Мормона обрела гораздо большую популярность, чем теория о происхождении индейцев Америки от потерянных колен Израилевых. С развитием науки доказательства этой теории выглядели все менее убедительно.

 

В 2012 году израильским генетикам из Медицинского центра имени Хаима Шибы все же удалось обнаружить связь между индейцами и евреями. У индейцев штата Колорадо был найден так называемый «ашкеназский ген» (генетическая мутация, увеличивающая вероятность заболевания раком груди, распространенная среди евреев-ашкеназов, выходцев из Восточной Европы). Увы, потерянные колена Израилевы оказались ни при чем. Ген был обнаружен лишь у индейцев, переселившихся в Колорадо из Мексики около 200 лет назад. У всех индейцев в этой группе был общий предок – еврей, приплывший в Америку из Старого Света более 500 лет тому назад, то есть в эпоху Колумба и изгнания евреев из Испании. Несмотря на наличие общего предка, никто из мексиканских индейцев Колорадо не соблюдает обычаи иудаизма – отметил руководитель научного коллектива Эйтан Фридман в публикации в European Journal of Human Genetics, посвященной этому открытию.

Алексей Алексеев

Автор: Алексей Алексеев источник


67 элементов 1,134 сек.