Наверно, под его голос до сих пор продолжают соблазнять девушек, и не одно поколение детей обязано своим появлением на свет его романтическим песням. Что же позволило ему так легко взять в плен жителей огромной и очень хорошо вооруженной страны? Может, все дело в том, что его дед был одесским евреем, покинувшим родной город, потому что в Америке, как говорили, нужно всего лишь наклониться, чтобы набрать полные пригоршни золота? Может быть, эту популярность породила волна советско-французской дружбы, золотой эпохи Жискара, и любовь советского народа к Джо Дассену была почти санкционированной? Сегодня, 5 ноября, Джо Дассену исполнилось бы 75 лет…
Джозеф Айра Дассен появился на свет в Нью-Йорке 5 ноября 1938 года. Его отец, Жюль, русский по происхождению, был актером второго плана и пытался создать себе имя в театральном мире. Его мать, скрипачка, родом из Венгрии, с грехом пополам содержала семью, играя в женском оркестре.(1)
Малыш в центре – будущий певец Джо Дассен; слева от него – отец, Жюль Дассен, а на фото справа – Джо Дассен с мамой, Беатрис Лонер
Постепенно дела семьи Дассенов пошли на лад: отец Джо добился успеха и стал известным режиссером. У Джо было две сестры, Рики и Жюли, о которых он очень заботился. Семья жила в прекрасном доме в Лос-Анджелесе. К сожалению, эта идиллия продолжалась недолго. Покинув Соединенные Штаты по политическим причинам Дассены были вынуждены искать убежища за границей. Таким образом, еще будучи ребенком, Джо побывал во многих странах и сменил около 14 школ.
Джо и Рики с матерью Беатрис
С самого раннего детства Джо умеет объясняется на нескольких языках. В колледжах только успевают внести в список его имя, как он снова отправляется в путь. "Я обожал эту бродячую жизнь, я повидал много стран". Дассены поселились в Европе, когда Джо было семь лет.
Джо, Рики и Жюли со своей тетей Молли Браун и ее сыном Ричардом
Когда Джо было 12, семья переехала в Париж. Он открывает для себя Францию и понимает, что хотел бы здесь остаться. Джо увлекается спортом, особенно лыжами и плаванием, и значительно меньше времени уделяет учебе. Но так как отец пообещал ему мотоцикл, Джо наверстывает упущенное и ему удается окончить лицей с оценкой "хорошо." в Гренобле и получить диплом бакалавра. Джо было 17 лет.
Джо с сестрами Рики и Жюли
Как сына режиссера, его, естественно, привлекает кино, но отец его отговаривает: "Сначала учеба". Беспечный по натуре, Джо продолжает жить с семьей, которая беспрестанно переезжает с места на место.
Джо с сестрами и родителями. Справа – школьная подруга Карен
Однако в это же время в семье Дассенов происходит разрыв: Жюль Дассен разводится с женой. Отчасти из-за этого Джо решает сменить обстановку. Он возвращается в Соединенные штаты, где поступает в медицинский университет: "Все мое богатство составляли 300 франков". Но затем его интересы кардинально изменились.
"После трех лет изучения медицины я оставил это занятие, так как не выносил вида крови". Джо выбирает диаметрально противоположную область: этнологию.(2) "Чем я только не занимался в течение всех этих лет, чтобы заработать на жизнь. Был водопроводчиком, мусорщиком, водителем грузовика, даже проводил психологические тесты."
Вскоре молодой доктор этнологии возвращается в Европу. Он пробует себя в режиссуре, даже снимается в нескольких фильмах, потом начинает интересоваться музыкой.
По возвращении в Америку, он вместе с друзьями снимает старый дом, где время от времени студенты собираются, чтобы поиграть на гитаре. С приятелем-французом Джо постоянно слушает песни Жоржа Брассанса. Именно тогда им в голову приходит идея петь в кафе; это им приносит 50 $ за уик-энд. Тогда Джо и берет в руки гитару.
В то время вряд ли кто-то мог предположить, что он станет певцом, но он настойчив: "Я всегда любил заключать самые невероятные пари, я всегда хотел добиться своей цели". Еще будучи ребенком, он часто упражнялся с лассо, чтобы достать желаемый предмет.
Любовь к Франции заставляет его вернуться. Без гроша в кармане он сходит на парижскую землю, имея при себе лишь одно сокровище – свою гитару. Франция окончательно становится его второй родиной. Он здесь нужен. И именно песни Брассанса отметили начало его музыкальной карьеры. Он снова начинает подрабатывать, как и в Америке, затем устраивается на RTL радиоведущим.
Совсем как Жюли, его сестра, которая тоже хотела стать певицей, Джо решает покорить сердца французов своим голосом. Бросив всем вызов, преподаватель этнологии из Мичиганского университета стал певцом.
Первые успехи на пути к славе
Именно любовь заставит его сделать первый шаг к карьере певца. Однажды девушка, которой он был увлечен, (3) познакомила его со своей лучшей подругой, которая работала в студии звукозаписи CBS.
Забавы ради, Джо соглашается записать первую пластинку (в 45 оборотов). Это был американский фольклор. Попытка оказалась не слишком удачной, ему даже советуют больше не петь.
"Я всегда был упрямым, поэтому я решил продолжать". Главное – изучить это ремесло. "Я не люблю дилетантства, – говорит он. – И я не хочу быть звездой на пять минут". В течение долгих недель он работает над голосом, упражняется в игре на гитаре.
Джо Дассен не будет ни дилетантом, ни звездой-однодневкой. В 1963 он понял, что песня – его призвание, которое он никогда не оставит. Сын, избравший профессию отца, начинает артистическую карьеру.
В это же время он знакомится с Жаком Плэ, который тогда писал тексты для Шейлы. Благодаря этой встрече появились такие песни, как "Bip-Bip", "Ca m'avance a quoi", "Guantanamera".
Джо Дассен делает головокружительную карьеру. Его голос – это основа его успеха: низкий, волнующий, полный обаяния и теплоты, он буквально очаровывал публику. Внешность Джо, его элегантность, манера держаться на сцене были его основными козырями.
В 1965 году Джо записывает "Les Dalton", диск, который станет золотым. Заглавная песня с него будет звучать на всех радиостанциях. "Голос шерифа принадлежит Жаку Плэ, моему компаньону. Он появлялся на сцене с маленьким пистолетом, заряженным холостыми патронами для имитации выстрелов, но в записи это звучало фальшиво. В конце концов, нам пришло в голову использовать эхо-камеру в Хэммонд органе. Это было в Лондоне, и английские техники принимали нас за опасных сумасшедших". Оркестровки писал Джонни Артей, молодой пианист.
Джо, по своей натуре, – неутомимый труженик, во всем стремящийся к совершенству, как Клод Франсуа. Песня "Siffler sur la colline" быстро поднимается на верхние строчки хит-парадов. С тех пор он будет выходить на сцену без всякой подготовки, но полностью уверенный в победе. Воодушевленный, Джо воскликнул перед своим первым выступлением в Олимпии: "Сцена – это удовольствие, которое меня околдовывает".
"Le petit pain au chocolat", одна из самых популярных песен, буквально наводняет радиоэфир. В 1969 Джо становится популярным за границей, особенно в Канаде и Африке. В том же году он решает ускользнуть на несколько дней в Тинес, чтобы покататься на лыжах перед турне, которое принесет ему огромный успех.
"L'Amerique" и "Cecilia" одновременно превосходят установленные рекорды продаж. Пластинки Джо выпускаются миллионными тиражами. В апреле 1971-го Джо отправляется в турне, которое оказывается невероятно успешным. Публика устраивает ему горячий прием – на нем рвут одежду, ему приходится даже прибегнуть к защите полиции. Певец с лассо пользуется бешеной популярностью во время турне.
В 1972 и 1973 гастроли следуют одни за другими. Он отправляется на остров Реуньон, затем в Джибути. В феврале 1974-го Джо вновь оказывается во всех хит-парадах с "Fais-moi de l'electricite".
Перед серией концертов в Олимпии он со своим другом, фотографом Бернаром Лелу, летит в Лас-Вегас, чтобы окунуться в мир шоу-бизнеса и развлечений. Затем Джо возвращается в Париж, чтобы выступить перед публикой.
В 1975-м Джо переезжает в пригород Парижа, в Сен-э-Уаз, в просторный дом, где, кроме жилых комнат, также находится офис и студия звукозаписи. В марте 1975-го Клод Лемель и Пьер Деланоэ, друзья Джо и авторы текстов многих его песен, сочиняют для него "Si tu t'appelles melancolie", которая попадает во многие хит-парады.
Лето 1975-го будет, без всякого сомнения, летом Джо Дассена. Оно пройдет под знаком его суперхита – "L'ete Indien". Эта песня с большим преимуществом обойдет все рекорды продаж и в течение долгого времени будет звучать на всех радиостанциях.
1976: Джо отправляется в новое турне вместе с группой Martin Circus. "Ca va pas changer le monde" – хит сезона, также как и "Il etait une fois nous deux". 1977: "A toi", и вновь голос Джо звучит на всех радиостанциях.
Затем настал черед таких шлягеров, как "Dans les yeus d'Emilie", и "Le jardin du Luxembourg" – ее стоит отметить особенно, это очень длинная и очень красивая песня, которая длится почти четверть часа. Самое удивительное, – говорил Джо, – что с этой песней я оказался на вершине хит-парада канадского радио .
Мы последуем за Джо на протяжении всего его творческого пути и станем свидетелями всех его блестящих успехов, вплоть до его последней песни "Le dernier slow – песни, в которой содержится грозное предостережение, заставляющее содрогнуться.
Успех, который он не хотел признавать
На фоне агрессивности и жесткости рока 60-х годов, на вершине славы оказался человек, далекий от этого направления: Джо Дассен. В то время как французские певцы выступают в Америке, этот спокойный, сдержанный американец, приехавший во Францию, чтобы покорить сердца французов своим голосом, делает прекрасную карьеру.
Его серьезность, стремление к совершенству, талант – главные условия этого успеха. За несколько лет Джо Дассен становится настоящей звездой. Его пластинки – в четверке или пятерке самых продаваемых во Франции. Ошеломляющий успех!
Зрители его обожают, и он любит публику, которая, конечно, это чувствует. Достаточно услышать восторженные приветствия в концертных залах, чтобы понять ту любовь, которую зрители испытывали к Джо, – настолько полным было его совершенство.
Дети и взрослые, все хотят увидеть выступления Джо Дассена. В музыкальных автоматах в кафе постоянно заказывают его песни, такие как Siffler sur la colline , которую можно назвать одной из самых удачных. Певец с приветливой, но немного грустной улыбкой, он являлся тем идеалом, на который каждому хочется походить, с которым каждый хотел бы повстречаться.
В следующие несколько лет Джо становится ветераном Олимпии, где его концерты каждый раз производят фурор. Ввиду такой популярности, основывается клуб Джо Дассена, куда записываются тысячи поклонников. Даже если не всем нравятся его песни, каждый признает очевидное: феномен Джо Дассена существует. И это не слишком сильно сказано.
Но, несмотря на такую успешную карьеру, Джо, тем не менее, ни в чем не уверен. Обычно, когда работа над новым диском подходила к концу, он собирал всех домашних, и каждый высказывал свое мнение, давая оценку каждой песне.
Он был настолько скромным, что его часто приходилось убеждать, что то, что он делает – достаточно хорошо. Из-за этого в начале карьеры у него было много сложностей, но он так любил доводить все до совершенства… Нередко его скромность выдавали за недостаток профессионализма.
Журналисты писали о Джо Дассене, что он был наименее известным из знаменитых певцов . Бывший доктор этнологии, чьи песни заняли верхние строчки хит-парадов, утверждал: Это тяжело – быть знаменитым, но очень приятно .
Джо принадлежит к новому поколению исполнителей, но, приветливый, улыбчивый, он обнаруживает удивительную скромность.
Нужно сказать, что еще когда он был ребенком, он не полагался на поддержку своей известной и богатой семьи. Он с упорством стремился добиться лучших результатов в учебе, которая беспрестанно прерывалась переездами. Он часто вспоминал, как с самого раннего детства учился быть мужественным и терпеливым.
Скромный от природы, Джо всегда тщательно оберегал свою личную жизнь от любопытствующих. Несмотря на такой подход, довольно необычный для знаменитости, американец, который называл себя парижанином, сделал блестящую карьеру.
Знаменитый певец, постоянно появляющийся на публике, Джо был очень скрытным в том, что касалось его частной жизни. Он говорил, что не хочет устраивать моральный стриптиз и что его зрители ждут от него песен, а не анекдотов и скандальных историй. У всех есть право, приходя домой, закрывать за собой дверь. Я тоже оставляю за собой это право . Со всеми, кто затрагивал его личную жизнь, он был непримирим.
Читать далее:
http://www.softmixer.com/2013/11/blog-post_5.html