22.11.2024

Nадо вернуться к принятию крещения Руси


Борис Малышев: Чтобы понять, что происходит в России сейчас, надо вернуться к принятию крещения Руси

В интервью с кандидатом исторических наук, старшим преподавателем РГГУ Борисом Малышевым, известным специалистом по духовной культуре и истории стран Восточной Азии, мы продолжили тему дискуссии состоявшегося в Москве общественного форума под названием: «Что нас объединяет?» /epochtimes.ru/

Организатором форума выступила Автономная некоммерческая организация «Центр межрегиональных программ и проектов», а также Фонд поддержки молодёжных проектов и исследований «Здоровая молодёжь».

— Борис Александрович, в ходе дискуссий на прошедшем форуме прозвучали одобрительные высказывания в адрес китайской компартии, которая сумела и власть сохранить, и народ объединить. Для многих очевидно, что для России вероятность воссоздания старой формации (возврат СССР) крайне низка. Не приведёт ли поиск национальной идеологии к воссозданию старой модели с прежним содержанием?

Б.М.: Давайте посмотрим, что нравится российской власти в китайской модели управления. Это особая роль лидера, особая роль председателя ЦК КПК, отношение к нему, как к императору, и уважение к его окружению. Ещё в древности в Китае все понимали, что если император праведный — значит, и чиновники праведные. Соответственно, неправедный император — неправедные чиновники, через какое-то время надо заменить его на праведного, вот вам и сменяемость китайских лидеров компартии. Но при этом модель остаётся неизменной.

В России ситуация немного иная. Здесь всё базируется на православной основе. Начиная от Византии, мы видим, как в сознании православных верующих формировался культ вождя. Идея о том, что кругом враги тоже оттуда. Когда Русь принимает крещение в 988 году, раскола церквей ещё не было. Золотой век древней Руси относится к правлению Ярослава Мудрого, когда Россия развивалась гармонично, в единстве с Европой, когда заключались междинастийные браки и т. д.

И. Е. Эггинк. «Великий князь Владимир выбирает веру». 1822. Фото: wikipedia.org

И. Е. Эггинк. «Великий князь Владимир выбирает веру». 1822. Фото: wikipedia.org

Затем в 1054 году, в основном по политическим и идеологическим причинам, произошёл церковный раскол, который завершился разгромом Константинополя крестоносцами в 1204 году, случился раскол на идеологической почве, который закончился Крестовым походом. Последовавший за этим раскол церквей ещё не был таким болезненным. Ещё не формируется, хотя начинает формироваться отношение к Западу, как к врагу. Ещё этого нет, но после захвата крестоносцами Константинополя — уже всё: «Еретики, вероотступники, враги, ничего хорошего оттуда, по определению, быть не может», — эта византийская идея начинает переходить и на русские земли. И поэтому русские начинают воспринимать Запад, как врага, прекращаются междинастические браки.

Если кто-то хочет действительно понять, что происходит в России сейчас, надо смотреть с момента принятия крещения Руси Владимиром Великим. Потому что с утверждением этой модели внешний мир начинает восприниматься исключительно в этом ключе. Все — враги.

Следующий фактор — монголо-татарское нашествие. Был период, когда русские земли и Китай были одним государством. Это было в период правления Золотой Орды, когда мы были одним государством. Что тогда мог привнести менталитет диких степных кочевников в древнюю культуру китайцев? Ничего. Должно было пройти много времени, прежде чем монголы китаизировались. На территории Китая они осваивали китайскую культуру, а на западном пространстве, в том числе на российских землях, они во многом сохранили степную психологию, которая живуча до сих пор.

В чём она проявлялась? Государь в те годы делает, что его левая нога захочет. Отсюда и поговорка: «Закон что дышло, куда повернёшь, туда и вышло». Казалось бы, невинные поговорки, а смысл очень глубокий. Потому что они определяют поведение людей. Как начинает вести себя в византийской модели князь? Он делает всё, что ему угодно. Хочет лишить своего дворянина (дворянин от слова «двор») земли, согнать его, он это делает. И нет никакого закона, который воспрепятствовал бы этому.

— Как формировалась ментальность, что у России особая судьба, особый путь?

Б.М.: На самом деле есть путь правильный, есть неправильный. Всё остальное самообман себя и других. То, что я вам сейчас рассказываю, это такой ключик, который будет объяснять очень-очень многие явления.

Вернёмся к последствиям монголо-татарского нашествия. Именно они ещё сильнее укрепляют на Руси институт восточной сатрапии, прививают нигилизм права и атрофию института частной собственности как следствие.

И поэтому система рабства, закрепощения крестьян в России — это тоже продукт не византийского, а монголо-татарского влияния. И именно в этот период Россия окончательно отрывается от запада. Заканчивается гармоничный контакт, который должен развиваться по принципу, называемому в китайской философии цзыжань («самоестественность»).

Какая судьба ожидала русских княжон? Только монастырь. Почему? А их замуж нельзя было выдать. По крови нет равных, ну и куда бедную девушку девать?

Западный монарх дочерей выдавал соответственно за принцев, как это было положено. Все монархи породнены между собой.

В последний раз дочь Ярослава Мудрого была замужем за французским королём. Потом этот процесс прекращается аж до XVIII века! И только при Петре Великом Русский двор вернулся в семью европейских народов. Только благодаря Петру тогда уже пошли династийные браки, Романовы породнились с Виндзорами и т. д. А до этого была полная изоляция.

С 1861 до 1914 года после отменены крепостного права («славного» наследия монголо-татарского нашествия), Россия начинает развиваться нормально. Благодаря Петру Россия вновь вернулась в семью европейских народов, начинает развиваться по европейским правилам. Вот вам и особый путь.

Есть ещё третий фактор. В 1914 году начинается Первая мировая война, которая заканчивается Октябрём 17 года. К власти приходят большевики. Опять все кругом враги, опять все против нас. Мы в кольце врагов. И если мы берём сталинский период правления, во время которой случилась Вторая мировая война, у нас с вами великолепно сочетается уклад социалистический с укладом рабовладельческим. Какой колоссальный ВВП был произведён бесплатным, рабским трудом в ГУЛАГах! Плюс ко всему возвращение к феодальному укладу, вспомните, когда у нас крестьяне получают паспорта? При Хрущёве.

Вместо того чтобы идти дальше в своём развитии, некоторых тянет снова встать на те же грабли.

А сейчас, по-моему, это уже третья фаза пошла. И опять вставание на грабли. Смотрите на идеологию — мы опять в кольце врагов. Все только и хотят нас извести. Что ж не извели в 90-е, когда мы были такие хилые и слабые? Почему-то никто ничего не захватил. Почему разворовали всё? Потому что система кормления по-прежнему осталась феодальная. «Я — у власти, закон, что дышло, куда поверну туда и вышло» — всё осталось так, о чём мы говорили.

— Почему на Западе боятся Россию?

Б.М.: Давайте снова вернёмся к истории. Начиная с XV века, в канун образования Московского царства, выстраивание защитного пояса с ордынскими землями порождает институт военных. С тех пор появились люди, которые занимались исключительно военным делом. То, чего не было в западных странах. Там армия мобилизовывалась тогда, когда было необходимо. Чтобы держать постояннодействующую армию, такого не было. Это возникает только в России, оттуда берут свои корни армия, вооружение. В канун формирования Московии, как московского царства начинает формироваться эта прослойка.

В результате, что дала в советский период эта византийская модель? Культ вождя и партии, концепция врагов (только мы одни правильные, нас окружают враги, которые хотят нас уничтожить), как следствие — это мобилизационный тип экономики с доминированием военно-промышленного сектора.

Экономический обвал СССР произошёл именно по той причине, что страна не развивалась пропорционально. Всё пожирал военный бюджет, вооружение, армия. На остальные сферы экономики денег фактически не выделялось. Лёгкой промышленности, вообще, можно сказать, у нас не было, а то, что имели, было что-то совершенно жалкое. Мы очень хорошо помним тот период, когда в магазине вроде было полно всякой одежды и прочего, а купить было нечего. Всё было пошито настолько жутко, что люди там не покупали. Старались покупать «по блату» из-под полы, или у фарцовщиков, чтобы носить что-то приличное.

— С самого начала коммунизм однозначно нёс в себе генотип диктаторства. Любой, кто не соглашался с компартией или отказывался соответствовать её концепциям или организациям, был устранён. Китайская компартия также утверждает, что она не должна разделять политическую власть ни с какими другими людьми или группами, однако многие люди заблуждаются, говоря, что в Китае уже произошли реформы. А как на самом деле?

Б.М.: Смена фаз развития в Китае неизбежно наступит, и так было во все времена. Время правления китайской компартии истекло. По времени это может случиться чуть позже или чуть раньше, но это произойдёт обязательно.

Если взять в целом всю историю Китая, по сути это история смен династий. По какой причине они сменялись? Если правитель содержит в себе пять принципов добродетели и следует им в своей жизни, он будет править долго. Так называемые добродетели, такие как гуманность, честность, искренность, допущение единения в разномыслии формируют благородного мужа. Никогда правитель не должен принимать единоличных решений, а должен обязательно принимать на основе консенсуса, с соблюдением правил, которые были установлены ещё древними мудрецами.

Поступки благородного мужа, который руководствуется этими принципами, транслируют в общество положительную энергию — ци (цигун). Он ретранслирует эту энергию и получается перпендикуляр от Неба. И тогда в силу своей добродетельности Небо как бы усыновляет его. Высший закон космоса его усыновляет, и тогда он уже называется Сын Неба. Это считается в правлении фазой Ян, когда страной управляют добродетельные правители. Здесь категория Дэ (добродетель) очень важна. Она понимается и как высокий моральный уровень и как самая позитивная в выражении и манифестации энергии ци.

Иными словами, добродетель — это и благая мысль, и энергия, которая исходит от человека, как результат благой мысли. Если благая мысль у нас — это вертикаль (Небо и человек), то Дэ — это горизонталь, которую, я как правитель, транслирую на всё. И таким образом обеспечивается цзыжань — естественный, нормальный порядок вещей.

Смена династий (фаз) наступает, когда нарушается гармония. Если я начинаю безобразничать, игнорировать принципы добродетели, я утрачиваю энергию Дэ. А вместе с Дэ утрачиваю энергию и мораль. Я не способен далее управлять, и поэтому Небо отказывается от меня и забирает у меня Небесный мандат на управление. Когда результат действий правителя гармоничен и вся его политика приводит к благоденствию народа и всё что он делает, направлено на благо народа, тогда всё в порядке.

А вот когда он лишается мандата на Небесное правление, что называется гэмин — перемена небесного мандата (в современной китайской лексике это революция). Гэ — это перемена, Мин — небесный мандат. Наступает фаза Инь, наступает фаза хаоса. И тогда на смену прогнившей, не способной на правление династии, лишённой Дэ, приходит новая. Поэтому Китай сегодня стоит на пороге перемен, ещё всё только предстоит.

— Похоже, что сами коммунисты в Китае чувствуют скорый конец правления компартии, будут ли они готовы уступить власть добровольно? И готовы ли китайцы взять её насильно?

Б.М.: Когда мы говорим о Китае, мы должны помнить, что в своё время конфуцианство и даосизм сформировали ментальную матрицу китайского народа. И хотя это были давние времена, китаец так мыслит и сегодня. И даже китайский коммунизм, это модификация конфуцианства на марксистской основе.

В России идеология коммунизма в этом отношении была сформирована на базе православия. В концепции православия государь — это помазанник Божий. Царь, государь наделялся особой харизмой, благодатью Святого Духа, которую он получал в момент помазания на царство. Вот такой порядок должен быть, и есть в нём элемент незыблемости, что уже расходится с китайским. Здесь не идёт речи о фазе Инь-Ян, монарх — это незыблемо. Так есть, было и будет.

Если мы сравним эти две модели, то получим ответ на вопрос, что сближает русский и китайский народ. Почему Путин руководство Китая воспринимает так, словно это его брат, византийский император, с которым никогда ничего не случится. Наша верхушка абсолютно уверена, что позиция КПК достаточно прочная, что это, как говорится, на века. Нет никаких оснований считать, что ситуация может измениться. Поэтому прекратились и визиты Далай Ламы сюда. Естественно, ориентация идёт на позицию китайского руководства. И это не только в России так.

— В России любят утверждать, что американское правительство провоцирует цветные революции в разных странах, того же добиваются в Китае, Вы допускаете такую вероятность?

Б.М.: У них не получится. Ни у кого не получится. Китай — это им не Алжир. Ситуация другая. Китай решает свои проблемы только сам. И даже попытки внешнего вмешательства, войны, которые были в конце 19 — начале XX века, не смогли колонизировать Китай, хотя опиумные войны вызвали очень сильный конфликт. Восток жесток, когда начинает что-то защищать, или с кем-то борется, он пощады не знает.

Автор: Ульяна Ким источник


66 элементов 1,331 сек.