22.11.2024

Как советский еврей стал индейцем из племени навахо /СКР/


История эта больше похожа на выдумку, чем на правду. Но  в нашей жизни  все возможно.

    Случилось это еще в Советском Союзе. Жил-был  тогда тихий мальчик, студент физического факультета Боря Гофман, условно – русский из приличной еврейской семьи. Обитал в московской общаге, потому что приехал на учебу из Украины. Скромный юноша. По гулянкам не ходил, в студенческих попойках замечен тоже не был. Учился себе потихоньку.

    В это время в университет прибывает группа американских стажеров. Начало девяностых. Перестройка! Только-только разрешили в вузы пускать иностранцев из не особо дружественных нам западных стран. Вроде как для дальнейшей интеграции и в сугубо мирных целях. Боря к москвичам-то толком присмотреться и привыкнуть не успел, а тут настоящие живые американцы. Любопытство победило природную робость, и впервые за три года обучения он выбирается на студенческую вечеринку, где происходит братание двух держав. Народ пьет, поет, танцует, слегка флиртует, а кто-то уже и целуется.

    Боря, не умеющий ни того, ни другого, ни третьего, оказывается оттерт куда-то в район кухни, где ему поручают ответственное дело в виде мыться  грязной посуды и сбора мусора. За этой бытовой прозой его случайно замечает американская барышня. И Боря западает ей в душу своей невероятной хозяйственностью и домовитостью. Знакомятся. Начинают общаться. И он нравится ей все больше и больше: не пьет, не курит, под юбку не лезет, яичницу сам готовит, водит в музеи.

Полгода плотного общения, и барышня отбывает в родные американские штаты абсолютно влюбленной и покоренной. Да и Боря охвачен романтичными чувствами и негой. Дальше происходит переписка, обоюдные объяснения на смешанном русско-английском сленге и, как апофеоз – решение пожениться.

    Поскольку студент для этой цели по-быстрому смотаться в Америку никак не может, барышня, путем сложных шахматных комбинаций, выколачивает русскую визу и едет к своему жениху, чтобы скрепить чувство узами законного брака. Ну, само собой, начинается долгое хождение по инстанциям, Несмотря на трудности, наши герои добиваются своей цели и, наконец, сочетаются законным браком. Тут новоиспеченный муж в обнимку с американской женой отбывает по месту своего нового жительства.

    И прибывает он на север Аризоны, на территорию резервации индейцев племени Навахо. Потому что любимая оказалась индианкой. И папа ее был индеец. И вся родня тоже. Но Боря такой ерунде значения не придает. Подумаешь, удивили, он и сам представитель не менее угнетаемой нации. В общем, живут – поживают. А через какое-то время тесть, который был – ни много, ни мало – вождем племени, помирает. Поскольку наследников мужского пола он не оставил, то, согласно обычаям, титул вождя был передан мужу старшей дочери.

    Так простой советский еврей Боря Гофман стал вождем индейского племени. Мало того, благодаря стараниям соплеменников, получил место в палате представителей. И снискал славу пламенного борца за права индейцев, потому что в каждой своей речи с чувством говорил о том, как обижают его народ:
    – А ведь именно мы, – всякий раз напоминал он публике, – являемся коренными жителями Соединенных Штатов Америки!
    А вот еще одна история про индейцев навахо.

Тайный код индейцев навахо  

    В свое время древний североамериканский язык навахо (Navajo, Navaho),  атабаскской языковой семьи, был широко распространён на Юго-Западе США. 
    Само слово «навахо» в приблизительном переводе с исконного индейского языка означает «глубокое ущелье, каньон». Происхождение же названия этого языка – «наваджо» (navajo) – до сих пор остаётся не выясненным. Кроме того этот язык чрезвычайно труден для понимания и изучения, в связи с чем его успешно использовали в армии США во времена Второй Мировой войны.
    Американцы тогда столкнулись с серьезной проблемой – их шифрованные тексты легко разгадывал противник, в частности, японцы.  А это ставило под угрозу военные операции на Тихом океане.

    Тогда  в 1942 году офицер Филипп Джонсон, выросший в миссионерской семье, которая проживала на территории резервации индейцев навахо, предложил командованию идею о создании нового шифра, основанного на этом малоизученном языке.
    Вскоре в лагерь призывников близ Сан-Диего (Калифорния) доставили 29 индейцев навахо. Затем, вместе с Филиппом Джонсоном, их тайно переправили в лагерь в район нынешней американской военной базы Мирамар.

    С этой минуты стартовал невиданный прежде языковой эксперимент. Индейцы – связисты должны были передавать приказы командования нижестоящим подразделениям и сообщать в штабы информацию обо всех передвижениях противника. Первое же сражение возле городка Иво-Джим, во время которого было передано около 800 сообщений, на деле доказала невозможность дешифровки текстов навахо. Успех окрылил американских военных,  и в  спешном порядке были подготовлены около четырёхсот индейцев навахо, ставших связистами. А японцы  с тех пор,  как ни старались, так и не смогли разгадать таинственный код.

    В дальнейшем американцы с успехом использовали его в корейской войне, а в 2001 году президент США Джордж Буш – младший, при участии высшего генералитета обороны, вручил оставшимся в живых индейцам навахо, принимавшим участие в разработке кода, золотые медали Конгресса США.

      Наша справка:
    Племя (народ) проживает в резервации, которая называется Навахо-нейшен («нация навахо»). Располагается на территориях штатов  Аризона, Юта и Нью-Мексико. Площадь – 67 тысяч км². Территория резервации представляет собой пустыню. По данным переписи 2000 года здесь проживали 173987 человек, что на то время  составляло  58,34 % всех индейцев навахо в США.
    Резервация имеет законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Управляется президентом, избираемым на 4 года.

/КР:/
Удивительное и неверятное, но, скорее всего, факт.
Что только не происходит в мире…/


66 элементов 1,067 сек.