Елизавета Балк
Вопросик, однако!
Признайтесь, вам никогда не хотелось быть царствующей особой, ну, хоть на день, на час, на минуту? Ответ может быть только один: конечно, да. А теперь давайте задумаемся: чем занимаются цари, короли, императоры, принцы? Нет, с принцами, пожалуй, все ясно: они ждут не дождутся, когда родитель отойдет в мир иной, и передаст им бразды правления. Поэтому оставим в нашем списке только трех первых и поразмышляем, из чего складывается рабочий день императора. Из приемов, балов, обедов, царской охоты, примерок очередного вечернего наряда, репетиции ношения короны килограмма на 3 (а вы что думали? Бремя власти – оно тяжелое!), прогулок на лошади, обязательно, арабском скакуне, стоящем несколько миллионов? Подобное, будем надеяться, происходит у царей-королей не каждый день. И все же, как они коротают время? Вспоминая старый анекдот про одного короля, то тό «его величество», кроме руления государством, еще немножечко шили. Да, но ведь не у всех коронованных особ имеются такие таланы и пристрастия! Так чем они разгоняют тоску-дремоту? Не буду гадать – представления не имею. Знаю лишь то, что есть один король, чьи интересы мне приятны и близки. Это бельгийский король Альберт II. Не сочтите это бахвальством, но я полагаю, что у нас с ним где-то даже есть духовное родство. Впрочем, не только с ним, а еще и с его предком, Вильгельмом I. Почему? Прежде чем я отвечу на это вопрос, обратимся к истории.
На экзотику потянуло
Издавна люди отправлялись в далекие путешествия, привозя из заморских стран всякие диковинные вещи. Но ракушку, камень, поделки из дерева, глины довезти еще возможно. А как перенесут переезд в недели или даже месяцы живые растения и животные, оторванные от привычной среды обитания? Никак. Погибнут. Поэтому о многих диковинных представителях фауны и флоры европейцы узнавали сначала из рассказов очевидцев, а потом, с появлением книгопечатания, благодаря рисункам и иллюстрациям в альбомах и книгах.
Правда, в 16-м веке, султан Турции Сулейман Оттоманский преподнес в дар гентскому посланнику короля Карла V луковицы тюльпанов, которые до этого были распространены лишь в Азии. Но такое подношение – редкое исключение.
Все это не могло не вызвать интерес жителей Европы к удивительным по красоте и формам тропическим цветам и растениям. Предприимчивые люди быстро смекнули, что из этого можно извлекать прибыль. Нет ничего странного в том, что родоначальницей выставок экзотических цветов стала Англия, имеющая колонии в самых удаленных частях света. Она же приступила к разведению редких растений. Это начинание быстро подхватили ее континентальные соседи. Одним из первых последователей был фламандский город Гент, издавна считавшийся фруктово-овощной житницей страны.
Итак, в 1808 году здесь впервые прошла выставка трудов гентских садоводов. 34 специалиста показали гостям выставки 49 диковинных растений. В 1815 году, когда Фландрия вошла в состав Королевства Нидерландов, цветочные выставки начали проходить под патронажем короля Вильгельма I, приобретя статус королевских. Таким образом, по наследству от отца к сыну стала переходить не только корона, но и любовь к цветам.
Лепота-то какая…
Внимание и интерес к гентским выставкам росли с каждым годом. Это привело к тому, что со временем они стали регулярными, а также расширили географию стран-участниц. Получить приглашение на представление своих композиций, тем более от самого короля – большая честь для любого профессионала.
Выставки в Генте – не просто показ разнообразных цветов. Это, прежде всего, демонстрация садово-оранжерейного искусства. «Самая большая в мире», – добавляют жители Гента. Не знаю, так ли это, но масштабы и количество выставляемых здесь экспонатов поражают. Посудите сами: сегодня в павильонах местной промышленной ярмарки на площади почти 45 тысяч кв. м перед посетителями предстают уникальные растения, клумбы, луга и аллеи. Здесь можно очутиться в саду орхидей с порхающими среди цветов живыми бабочками, посетить уголки тропического леса, пустыни с огромными кактусами, саванны с диковинными травами, уютные уголки южной Европы. Общая протяженность пути по сказочной цветочной стране с созданными флористами-дизайнерами празднично украшенными столами для приемов, замками, беседками, арками, лужайками, парками, газонами и фонтанами с красивой подсветкой составляет несколько километров. Это тем более удивительно, если вспомнить, что на первых выставках были представлены лишь бегонии и азалии – исконно гентские цветы. Кстати, раз в два года бегонии разнообразнейших сортов и оттенков доставляются из Гента на Большую площадь столицы Бельгии Брюсселя, где из них делают чрезвычайно живописный цветочный ковер. Полюбоваться им можно лишь 3 дня, пока цветы не завяли.
Проходя от экспозиции к экспозиции, я не переставала удивляться фантазии и вкусу ландшафтных дизайнеров. А от композиций с орхидеями – каких только видов там не было (!) – меня просто силой оттаскивали.
Почему Флоралии?
Цветочный праздник в Генте проходит теперь раз в 5 лет весной. В течение семи апрельских дней сюда со всех континентов приезжают любители и профессионалы. Выставка называется "Гентские Флоралии". Интересно, что это название пришло к нам из древнего Рима, где одной из богинь была Флора, покровительница цветов, садов, цветения колосьев. В ее честь римляне устраивали флоралии, принося ей в жертву цветущие колосья. Это был шумный, веселый и весьма фривольный праздник. Флору изображали молодой женщиной с цветами в руках или рассыпающей цветы. В эпоху Возрождения Флоралии обрели второе рождение и стали проходить во Флоренции (fiorentе – цветущий). Самый известный памятник Флоре создал итальянец Боттичелли. Помните его знаменитую картину “Весна” в виде молодой рыжеволосой женщины?
Осенью 2008 года в Генте состоялся торжественный парад в честь 200-летия Флоралий. Огромная красочная процессия прошла по всему историческому центру города. В ней на больших платформах и просто по пути следования показывались живые сцены, отражающие историю этого праздника и его развитие вплоть до наших дней. В этом грандиозном действе принимали участие 1200 человек и 250 всадников.
По традиции каждые Флоралии посещает король Бельгии, который приходит посмотреть на удивительные экспонаты садово-декоративного искусства, которые он лично отобрал из многих сотен, представленных в каталогах и проспектах.
А роднит нас с бельгийской особой голубых кровей то, что я тоже очень люблю цветы. На гораздо более скромной площади (в 6 больших окон с широченными подоконниками) в моей квартире, я выращиваю орхидеи, которые доставляют мне и всем моим близким огромную радость.
Елизавета Балк