05.11.2024

Очерки. Георгий Параджанов: Все мы родом из детства…

+ +

Известный российский документалист, участник Каннского и Венецианского кинофестивалей, снял первый художественный фильм, жанр которого определяет как "магический реализм” 

– Георгий, как вы отнеслись к тому, что ваш дебют в игровом кинематографе представлен на фестивале "Неделя российского кино в Израиле”? 

– Ощущения самые приятные. Если я смогу лично представить свой фильм в Израиле, буду очень рад – для режиссера возможность увидеть живую реакцию зрителя невероятно важна. 

 

– Вы очень успешно занимались документальным кино и вдруг решили снять художественный фильм… 

 

– По образованию я не документалист, окончил ВГИК у режиссера Владимира Наумова, который, как известно, один из крупнейших мастеров художественного кино. Но так получилось, что я снимал документалистику. Правда, мои фильмы не совсем документальные, потому что я придумал свой метод в этом жанре. В моих лентах нет интервью – спросил-ответил, это особое кино. Насколько удачно у меня получилось, судить зрителю и критикам. Я делаю так, как понимаю, как люблю. К тому же у меня были великие учителя – дядя Сергей Иосифович Параджанов и мой близкий друг, обожаемый Тонино Гуэрра, с которым я дружил 35 лет. Я лично общался с Федерико Феллини и Микеланджело Антониони. Это случилось во время моей стажировки в Италии в 1992 году. Свой первый приз я получил на фестивале в Риме, и меня наградили стажировкой. Это был один из лучших периодов в моей жизни. Я у многих учился и кино, и жизни, я стараюсь черпать отовсюду. Режиссер – это пчелка, которая во всех цветах находит нектар, из которого потом получается мед. 

 

Но самое великое – это мой город, Тбилиси, люди, многих из которых уже нет. Этому городу я посвятил фильм "Все ушли”, который будет представлен на фестивале. Это благодарственная ода моему Тбилиси, который меня вырастил и воспитал. Мне было важно сделать эту картину, потому что приз за сценарий много-много лет назад мне вручил Алексей Юрьевич Герман, недавно ушедший от нас. Это было на сценарном конкурсе "Зеркало” имени Андрея Тарковского. Когда Герман вручал мне приз, в глазах у него стояли слезы. Для меня это была высшая награда.

 

– Почему сценарий фильма "Все ушли” не был поставлен долгих 17 лет? 

 

– Мне трудно ответить на этот вопрос. Я был занят другими фильмами, делал что-то иное… Но во всяком случае, он дождался своего часа. Я снял "Все ушли”, когда мне было неполных 50 лет, наверное, пришло время. Нельзя снимать "Амаркорд” в 20 лет… Вспоминать о прошлом можно, только отойдя от него на значительное расстояние. 

 

– Когда вы через 20 лет приехали из Москвы, где сейчас живете, в Тбилиси снимать фильм, это был тот город, с которым вас связывают воспоминания детства? 

 

– Когда я приехал в Тбилиси, то был немного шокирован. А если быть точным, совсем не немного. Это совершенно другой город, абсолютно европейский, безумно красивый, но не тот, который был мне нужен для фильма. Тбилиси перестраивается, становится молодым, современным. И я испугался, что не смогу здесь снимать. Я попросил свою съемочную группу, которая приехала со мной: "Оставьте меня одного на две недели”. Мне нужно было самому походить по городу, чтобы понять, смогу ли я сделать свой фильм таким, каким я его уже видел. Я взял с собой локейшн-менеджера, и мы поехали по тем местам, где я хотел снимать. Слава Б-гу, я нашел такие места! Благодаря воссозданной атмосфере картина удалась. Я получил за нее много призов… 

 

– Главный герой фильма – это вы? 

 

– Главный герой – это и мой Тбилиси, каким я его помню, и самые разные люди, их жизни. Если коротко, это притча, воспоминания о юных годах немолодого человека, навестившего заброшенный родной дом. Отдельным героем стала кинокамера, которая создает неуловимый образ-воспоминание: мы старались снимать так, чтобы ощущались запахи, звуки, цвета. Иногда трудно понять, реальные или воображаемые события происходят на экране, случились они на самом деле или в фантазиях. В этом огромная заслуга оператора Сергея Мачильского, без которого картина просто бы не получилась. И вообще, без всех, кто работал со мной, фильма бы не было. 

 

– Сейчас, по общему мнению, в кино наступило время блокбастеров. Почему автобиографическая, ностальгическая, камерная картина вызвала такой отклик, такое признание на фестивалях и у публики? 

 

– Я думаю, что зритель не глупее, чем режиссер. Хотя я не ставлю себе задачу понравиться – дескать, посмотрите, какой я хороший, замечательный, талантливый… Нет, я не хочу нравиться, и это мое кредо. Но ко мне подходили люди всех поколений, совсем юные и очень пожилые, которые говорили: "Как хорошо, что вы нас вернули в то замечательное чистое время!” Для меня это самая высшая оценка. Я вложил в эту картину все. 

 

– По вашему мнению, израильский зритель оценит неповторимость старого Тбилиси, воссозданного через много лет? 

 

– Я думаю, что да. Во-первых, это древняя земля, такая же, как Грузия. Во-вторых, в Израиле живет много выходцев из бывшего Советского Союза, из Грузии, из Тбилиси… 

 

– Для тех, кто жил в Тбилиси, "Все ушли”, несомненно, станет подарком. Но, несмотря на то, что фильм снабжен титрами на иврите, поймут ли его коренные израильтяне? 

 

– Мне хочется надеяться, что каждый из зрителей найдет что-то свое. Наша картина безумно теплая, в ней много юмора, который, как мне кажется, будет понятен евреям, людям остроумным. Говорю это не в порядке комплимента, моим учителем в Тбилисском театральном институте, где я учился до ВГИКа, был Абрам Исаакович Рубин, ученик Мейерхольда. Каким замечательным человеком он был, с каким потрясающим чувством юмора! В те годы, когда я жил в Тбилиси, там соседствовали друг с другом шестьдесят семь национальностей. Конечно, каждый режиссер ждет, что его картина понравится, что зритель будет смотреть ее с удовольствием. Когда режиссер говорит, что он снимает фильм не для публики, это ерунда. Хотя я понимаю, что всем нравиться не может. Но я старался быть честным и откровенным, старался сохранить атмосферу и говорить правду. 

 

– Раз мы заговорили о правде, скажите честно, трудно ли режиссеру быть племянником Сергея Параджанова и носить с ним одну фамилию? 

 

– Как вам сказать… Пусть меня называют племянником Параджанова, я не возражаю. Прежде всего, в этом нет ничего плохого, правда? И мне кажется, что я ни разу не ударил лицом в грязь, не опозорил фамилию. Я стараюсь держать род, так я это понимаю. Я должен это делать. 

 

– После окончания съемок и выхода в прокат фильма "Все ушли” вы почувствовали, что отдали какой-то долг? 

 

– Когда я начинаю снимать кино, в меня словно кто-то вселяется. Можете назвать это божественной силой, но я чувствую и мыслю совершенно по-иному. Да, когда фильм был закончен, с меня свалился огромный груз. Мой фильм "Я умер в детстве” посвящен Сергею Иосифовичу Параджанову. Второй – "Да будут дни наши длинными”, короткометражный, 20-минутный, повествует о старом тбилисском кладбище. И вот я снял "Все ушли”, фильм о моем детстве, о нашей общей жизни, о времени и городе, которые живут сегодня только в памяти и приходят во снах. Получился своеобразный триптих о Тбилиси, где завершающей частью стала картина "Все ушли”. Хотя неизвестно, завершающей ли. Может быть, мой город снова позовет меня. 

 

– Ваш следующий фильм посвящен Леониду Енгибарову… 

 

– Да, я снимаю новеллу по мотивам книги Леонида Георгиевича Енгибарова, великого клоуна ХХ века. Он очень дружил с моим дядей и снимался у него в эпизоде фильма "Тени забытых предков”, блистательно сыграл юродивого. Я хочу, чтобы мой фильм был достоин человека, о котором рассказываю. Сейчас я снимаю полнометражную картину о нем, артисте высочайшего уровня, гении, которого можно сравнить с Чарли Чаплиным. Вообще, я всегда задаю себе высокую планку и стараюсь ее достичь. 

 

Справка 

 

2012 — 2013 — призы за фильм "Все ушли”: 

 

Главный приз XX Фестиваля российского кино "Окно в Европу” — за гуманизм и верность традициям. 

Фестиваль "Амурская осень”, Благовещенск: приз за Лучшую режиссёрскую работу. 

16 кинофестиваль "Темные ночи” — PÖFF, Таллинн: Главный приз Tridents Herring . 

ХХ фестиваль русского кино в Онфлёре: Приз Нижней Нормандии . 

Премия кинокритики и кинопрессы "Белый слон” за лучший фильм-дебют. 

XIII Тбилисский международный кинофестиваль: приз за лучшую режиссуру Серебряный Прометей. 

XI Международный фестиваль кинематографических дебютов "Дух огня”, приз "Цветок таежной надежды”. 

Номинация на премию "Ника” за Лучший фильм стран СНГ и Балтии. 

VI Чебоксарский Международный кинофестиваль — Гран-при кинофестиваля в номинации Лучший игровой фильм. 

V Международный кинофестиваль имени Валентины Леонтьевой в Ульяновске — приз в номинации Лучший полнометражный фильм. 

 

Призы Георгия Параджанова за документальные фильмы: 

 

2000 — за фильм "Я — Чайка!”: 

мировая премьера состоялась на 57-м Венецианском кинофестивале; фильм вошел в состав 20-ти лучших документальных картин Европы 2000 г. 

приз "Золотая медаль братьев Люмьер” за возвращение кинообраза, 

приз Министерства культуры РФ. 

 

2004 — за фильм "Я умер в детстве”: мировая премьера состоялась на 57-м Каннском кинофестивале приз кинофестиваля "Золотой абрикос” 

 

приз "Сталкер” международного правозащитного кинофестиваля "Сталкер” За лучший неигровой фильм, 

 

номинация на премию "Золотой Орел” – за лучший неигровой фильм, 

призы кинофестивалей в Японии и Египте. 

 

2005 — "Да будут дни наши длинными” 

фильм участвовал в конкурсе 62-го Венецианского кинофестиваля. 


63 элементов 1,243 сек.