22.11.2024

«Незаконно созданный». Почему судья отрекся от СССР и чем это чревато


Судья Конституционного суда РФ Константин Арановский. / Алексей Дружинин / РИА НовостиПопытки возложения исторической вины на нашу страну с последующим пересмотром сложившихся международных правил и норм, предпринимаемые рядом стран Запада, находят поддержку и в России. Причем на уровне Конституционного Суда.

Попытки возложения исторической вины на нашу страну с последующим пересмотром сложившихся международных правил и норм, предпринимаемые рядом стран Запада, находят поддержку и в России. Причем на уровне Конституционного Суда.

«Его вина в репрессиях, начиная со свержения законной власти Учредительного собрания, в буквальном смысле невыносима»

Судья Конституционного Суда Российской Федерации Константин Арановский объявил существование Советского Союза незаконным. Такое мнение юрист изложил в особом мнении к постановлению Конституционного Суда о возмещении жилья, отнятого в годы репрессий. Суд в декабре 2019 года встал на сторону истиц, желающих получить жилье в Москве вместо квартир, из которых в период репрессий выселили их родителей.

Судья Арановский, поддержав решение коллег, решил высказать особое мнение, суть которого сводится к тому, что Россия не должна считаться правопреемницей Советского Союза.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Освобождение Болгарии. Встреча советских воинов с жителями Софии. Сентябрь 1944 года.

«Репрессии» в головах. Почему Восточная Европа отвернулась от России?Подробнее

 

«Даже в условном юридическом смысле России незачем навлекать на свою государственную личность вину в советских репрессиях и замещать собою государство победоносного и павшего затем социализма. Это невозможно уже потому, что его вина в репрессиях и других непростительных злодеяниях, начиная со свержения законной власти Учредительного собрания, безмерна и в буквальном смысле невыносима, — пишет судья. — Непоправимая катастрофа в судьбах народов и миллионов людей с безмерными потерями и отнятым будущим представляет собою „вред, реально неисчисляемый и невосполнимый“, как это сказано в Постановлении. С такой виной государственность не вправе и не в состоянии правомерно существовать, оскорбляя собой справедливость, свободу и человечность. Под этим бременем и рухнула коммуно-советская власть, так что теперь ни продолжать, ни возрождать ее нельзя иначе как на ее стороне и с ее неискупимой виной».

Как спекулировать голодом в политических целях

Удивительно, но судья Конституционного Суда позволяет себе использовать не факты, а домыслы и предположения, например: «О жертвах поволжского и приуральского голода 1921–1922 годов постановления нет, но известно, что погибли миллионы и что его „причинила“ советская власть, лишая крестьян возможности вести товарное производство и отнимая у них даже в голодное время их собственное продовольствие, чтобы вовсе упразднить собственность и торговлю, т. е. заменить „спекуляцию“ продразверстками с тотальной государственной организацией заготовки и распределения по утверждаемому ВСНХ плану использования всех производимых в стране и импортируемых продуктов для его исполнения Комснабом, Главпродуктом и местными властями».

Реальный голод и мифический Голодомор. Трагедия как орудие пропагандыПодробнее

 

«Известно, что погибли миллионы» — такого рода обороты трудно встретить даже в документах «Большого террора». Арановский возлагает вину за голод на советскую власть, игнорируя целый ряд других обстоятельств, как то неурожайность, последствия гражданской войны, низкую производительность труда в сельском хозяйстве. Судья допускает и фактические ошибки, ибо пересмотр политики продразверстки произошел в пользу так называемой «новой экономической политики» на X съезде РКП (б) в марте 1921 года.

Принципиальным является следующий пункт рассуждений господина Арановского: «Российская Федерация не продолжает собою в праве, а заменяет на своей территории государство, незаконно однажды созданное, что и обязывает ее считаться с последствиями его деятельности, включая политические репрессии. Это длящийся правовой переход с перерывом, однако, в юридическом родстве».

55-летний Константин Арановский родился в городе Корсаков Сахалинской области. В 1987 году окончил с отличием юридический факультет Дальневосточного государственного университета (ДВГУ) и поступил в аспирантуру Ленинградского государственного университета на кафедру государственного права. В 1990 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Обеспечение конституционности нормативных актов местных советов», в 2004 году — докторскую диссертацию «Конституционная традиция и её распространение в российском обществе». С 1990 по 1994 год работал на кафедре государственного и международного права ДВГУ, после её разделения — на кафедре международного права, затем — государственного и административного права. С октября 2008 года по февраль 2010 года являлся председателем избирательной комиссии Приморского края. С 3 марта 2010 года — судья Конституционного суда России.

За десять лет работы в своей нынешней должности Арановский не раз использовал право на выражение особого мнения. Например, он выступал за допуск условно осужденных к выборам, ставил под сомнение легитимность существования системы российского высшего образования в нынешнем виде и т. д. Однако нынешнее выступление судья несет за собой куда более серьезные последствия.

Судьи Конституционного Суда РФ на заседании.

Что такое Конституционный Суд РФ и каковы принципы его работы?Подробнее

 

Почему «линия Арановского» грозит России катастрофой

Арановский не просто обвиняет Советский Союз в использовании «репрессивно-террористических методов», но и ставит под сомнение законность образования такого государства, а также предлагает не считать Россию правопреемницей страны, существовавшей до 1991 года.

Между тем вся система международных отношений между Россией и остальным миром базируется на том, что наша страна является правопреемницей СССР. В том числе на этом основано и нахождение России в Совете Безопасности ООН в статусе постоянного члена с правом вето.

«Сказанное, конечно, не отменяет важные аспекты в частных случаях правопреемства, каждый со своим правовым основанием в законодательных и судебных решениях, в соглашениях, в признании членства в международных институциях, а также в силу удержания территорий, предметов и комплексов, юрисдикций, доставшихся России от прежних публичных образований ввиду исчерпания их прав на эти объекты или же с их упразднением», — пытается, правда, подложить соломки судья.

Но в данном случае это так не сработает. Россия даже сейчас сталкивается с попытками выдвижения в свой адрес территориальных претензий (Япония, Эстония), финансовых требований (Польша, страны Балтии). В случае объявления СССР «незаконным государством» с «террористическими методами» России стоит готовиться к тотальному пересмотру своего положения в мире. Европейские политики на каждом углу твердят о том, что Советский Союз несет одинаковую вину с нацистской Германией за разжигание Второй мировой войны. Теперь судья Конституционного Суда РФ заявляет о незаконности самого существования СССР и его «неискупимой вине». А раз государство незаконное, «государственность не вправе существовать», значит и все его завоевания и достижения на мировой арене, включая победу в Великой Отечественной войне, могу быть объявлены ничтожным.

Ярослав Качиньский.

Платите, Качиньский! Какую компенсацию от Польши могла бы запросить РоссияПодробнее

 

Зачем рубить сук?

Фактически господин Арановский строит базу под реализацию по отношению к России принципа «платить и каяться».

Казалось бы, юрист высшей категории (а другим судья Конституционного Суда быть просто не может) должен понимать цену каждому сказанному и написанному слову. Но в реальности «особое мнение» судьи Арановского полно беллетристики, где обоснованные факты подменяются эмоциональными рассуждениями. Это допустимо для литератора или журналиста, но никак не для юриста. Арановский в угоду своим политическим взглядам рубит сук современной российской государственности.

Вот только падать в случае чего придется отнюдь не только ему. «Позвольте, но как же он служит в Конституционном Суде?» — может возникнуть у вас вопрос. Не знаем, не мы его туда назначали.


67 элементов 1,151 сек.