22.11.2024

Грузия. Сражающиеся на Украине грузинские легионеры – кто они?

Александр Григолашвили погиб в Луганской области 19 декабря

В то время как официальный Тбилиси выражает поддержку Киеву, но дистанцируется от боевых действий, некоторые выходцы из Грузии сражаются на востоке Украины, считая, что сегодня здесь решается будущее не только Украины, но и самой Грузии.

“Мы защищаем Грузию и мы защищаем Украину, мы боремся с общим врагом сегодня", – объясняет полевой командир и основатель “Грузинского национального легиона" на Украине Мамука Мамулашвили.

Вместе с соотечественниками, имеющими опыт участия в боевых действиях, Мамулашвили приехал на Украину около девяти месяцев назад.

С тех пор, по его словам, “легионеры” находятся в самых горячих точках, помогая украинским военнослужащим, – как тренируя украинских военных, так и непосредственно участвуя в военных операциях.

Официальный Тбилиси дистанцируется от участия в боевых действиях и военной помощи Киеву, заявляя, что оказывает Украине лишь гуманитарную помощь и политическую поддержку.

Но в пережившей семь лет назад войну с Россией Грузии многие одобряют решение Мамулашвили и других грузинских добровольцев, помогающих украинским силам, считая, что они защищают не только территориальную целостность Украины, но и Грузию в борьбе с Россией.

Грузинский легион

По словам Мамулашвили, сегодня многие выражают желание приехать из Грузии на Украину и присоединиться к его подразделению, но численность самого “Грузинского легиона” небольшая, так как принимают в ряды "легионеров" далеко не всех желающих.

"У нас отбор очень жесткий. Людей нам незнакомых и без рекомендации наших друзей мы не принимаем. У нас только люди, которых мы хорошо знаем или знают наши очень близкие друзья", – говорит он.

Он не исключает, что кто-то из грузин может получать какое-то вознаграждение на Украине но, по его словам, позиция легионеров в этом вопросе принципиальна – все добровольцы" Грузинского национального легиона" помогают украинским силам безвозмездно.

Грузинский легион

Эмблема "Грузинского легиона"

"Те, кто что-то делает и за это что-то получает, для нас неприемлемы… Для нас неприемлемы те, кто берет деньги за войну. Это вызывает раздражение и у меня, и у моих ребят, – говорит Мамулашвили в интервью Би-би-си. – Я не хочу, чтобы из-за каких-то грузин, которые здесь чем-то подрабатывают, очерняли наши имена”.

Точная численность выходцев из Грузии, помогающих сегодня украинским силам, неизвестна, однако многие из них – бывшие грузинские военные, принимавшие участие в боевых операциях в Грузии или в международных миссиях за пределами страны.

По словам Кобы Хабази из оппозиционной неправительственной организации “Свободная зона”, которая имеет своих представителей в Украине, грузины помогают украинским военным, как в украинских батальонах, так и в штабе.

"Есть грузины, которые живут на Украине и имеют украинское гражданство; есть те, которые там живут, но не имеют гражданства, и есть категория грузин, которые специально едут из Грузии, чтобы помочь украинскому народу в борьбе за территориальную целостность, – говорит Хабази. – Трудно назвать точную численность, но их немало, я знаю более сотни человек, которые активно включены в происходящее на Украине".

Глава парламентского комитета по обороне и безопасности Ираклий Сесиашвили говорит, что у грузинских спецслужб есть информация о численности участвующих в конфликте на стороне украинских сил, но данные не разглашаются в целях сохранения их же безопасности.

Он подтверждает, что некоторые грузины воюют также на стороне пророссийских сепаратистов на Украине, но, по его словам, о них у грузинской стороны меньше данных и в ряде случаев это этнические грузины, имеющие гражданство России.

“Но, в общем, таких людей, действительно, немного", – заявил Сесиашвили в интервью Би-би-си.

Первая потеря

Кристина Сванидзе бережно хранит то, что ей привезли вместе с убитым мужем: эмблему Грузинского национального легиона, личные вещи и одежду, на которой видны следы крови.

“Восемь пулевых ранений у него было в области головы, две в плече, одна пуля попала в позвоночник, другая в сердце ", – говорит она.

Гибель воевавшего на стороне украинских сил 32-летнего Александра Григолашвили в Луганской области 19 декабря прошлого года вызвала широкий резонанс в Грузии.

Кристина Сванидзе

Кристина Сванидзе бережно хранит то, что ей привезли вместе с убитым мужем

В то время как в центре Киева проходили церемония прощания с Григолашвили и погибшим вместе с ним украинским бойцом Сергеем Оврашко, в Грузии минобороны возложило ответственность за его гибель на представителей прежних властей страны, обвинив их в призывах к гражданам Грузии участвовать в боевых действиях за пределами страны.

Заявление минобороны в Грузии было воспринято многими как оскорбление памяти грузинского добровольца.

Министерство вскоре убрало заявление с официального сайта, назвав его публикацию технической ошибкой. Но уже через несколько дней премьер-министр Ираклий Гарибашвили озвучил аналогичное обвинение в адрес экс-президента и его сторонников, подчеркнув, что Грузия дистанцируется от боевых действий на Украине и не оказывает Украине военную поддержку.

Григолашвили был похоронен в Кутаиси. Добиться разрешения на погребение Григолашвили на Братском кладбище в Тбилиси, где покоятся погибшие за независимость Грузии бойцы, близким Григолашвили так и не удалось.

Но Кристина уверена, что рано или поздно властям придется признать Григолашвили героем. По ее словам, она и сегодня не жалеет, что не помешала мужу в его решении отправиться на передовую на Украину.

“Он всегда говорил, что это не только война между Украиной и Россией, что если Россия победит в Украине, следующей, обязательно, будет Грузия, – говорит Сванидзе. – У меня ощущение, как будто он теперь живет во мне, я чувствую такую силу и стимул, как никогда. Я сделаю все возможное, чтобы поддержать украинский народ ”.

На одной из последних фотографий Григолашвили, под траурной лентой, теперь написаны его слова из переписки с другом: “Что со мной может случиться, я рожден для этого, мое предназначение на земле – война против несправедливости”.

“Рядом с Украиной”

Ираклий Леквинадзе, один из организаторов инициативной группы в Грузии по помощи украинским силам, показывает шерстяные носки, безрукавки, ботинки и другие теплые вещи, собранные для отправки в Украину.

По его словам, сегодня в Грузии действует несколько подобных групп. Об инициативе обычные граждане узнают из социальных сетей и через знакомых, и помощь отправляется не только грузинским добровольцам, но и украинским военным.

Ираклий Леквинадзе

Ираклий Леквинадзе, один из организаторов инициативной группы в Грузии по помощи украинским силам

На принесенном кем-то спальном мешке надпись: "Слава Украине! Слава Героям! До победы! Грузия с Вами!”

“Одной из причин, по которым мы начали эту акцию, была пассивность и безразличие со стороны властей. Они, конечно, декларативно не поддерживают Россию, но видно, те, кто сегодня в руководстве, не осознают, что поражение Украины обернется серьезными проблемами у нас, – говорит Леквинадзе. – Мы, конечно, понимаем, что Украина большая страна и что у АТО большие потребности, но, хотя бы и символически, мы хотели показать, что Грузия стоит рядом с Украиной".

Мамулашвили говорит, что грузинские добровольцы на Украине сегодня чувствуют поддержку грузинской общественности, но не властей. При этом, он подчеркивает, что его легион не связан с политическими организациями, в том числе и с оппозиционным Единым национальным движением.

“Никто [из прежнего правительства] нам не помогал, никто нам не подкидывал деньги, и никто нами не управляет. Это всё мифы нынешнего правительства, – говорит Мамулашвили.- Мы здесь, потому что это та линия фронта, где проходит грань свободы и независимости Грузии. Потому что, если России удастся, грубо говоря, поставить Украину на колени сегодня, ничего ей не будет стоить поставить на колени Грузию".

Новая инициатива

В правящей коалиции отмечают, что Украина является стратегическим партнером Грузии, и Грузия оказывает Украине значительную гуманитарную помощь, но Тбилиси не намерен ввязываться в конфликт с Россией.

“Мы, конечно, заботимся о судьбе граждан Грузии. Но мы также понимаем, что у тех, кто принимает участие в этих боевых действиях, есть определенная мотивация, – говорит Сесиашвили. – У правительства есть соответствующая ответственность перед страной, мы должны защищать международные нормы и, несмотря на то что мы находимся в условиях оккупации со стороны России, мы официально не ввязываемся и не можем включиться в войну с Россией по ряду причин, в том числе и из-за соглашения по прекращению огня".

Кристина Сванидзе

Вдова Александра Григолашвили с дочерью

По словам Сесиашвили, государство не может препятствовать тем, кто отправляется на Украину добровольцами, если они едут на Украину по собственному желанию.

Но конфликт на Востоке Украины остается поводом для критики со стороны оппозиции в адрес нынешних властей по поводу "лояльности Кремлю".

Очередную волну подозрений в попытках властей помешать грузинским добровольцам воевать на Украине вызвала новая законодательная инициатива правительства, предусматривающая уголовное наказание за участие в незаконных формированиях за пределами страны.

Но, по словам Сесиашвили, предложенное правительством изменение предусматривает уголовное наказание за поддержку и участие в террористических организациях и не имеет отношения к гражданам Грузии, принимающим участие в боевых действиях на Украине.

“Речь здесь идет о поддержке терроризма, а Украина защищает себя и свою страну и свой суверенитет, – говорит Сесиашвили. – Не буду опережать события – мы должны пока принять закон, но то, что сегодня предлагает правительство, не касается наших соотечественников на Украине ".

Грузинские бойцы на Украине также не считают уместным проведение параллелей между отправкой выходцев из Грузии в Сирию и грузинскими добровольцами, помогающими военным на Украине.

Грузинский национальный легион сотрудничает как с министерством обороны, так и м Министерством внутренних дел на Украине, поэтому назвать легион нелегальным будет нелепостью, говорит Мамулашвили.

Между тем, по его словам, пока трудно предугадать, создаст ли инициатива проблемы грузинским добровольцам на Украине. Неизвестно и то, чем на самом деле мотивировались авторы законодательных изменений.

“Хочу надеяться, что это не провокация против нас, но после заявления, которое сделало Минобороны [в связи с гибелью Алеко Григолашвили], я уже ничему не буду удивляться”, – говорит Мамулашвили.

Инициатива уже одобрена правительством и внесена в законодательный орган страны.


66 элементов 1,023 сек.