24.11.2024

Олексій Бакалець – Трагедия євреев Барского края 1942 года /АК/



19 августа и 14 октября 2022 р. общественность г. Бара и  Барского края будет отмечать 80-летие массовых расстрелов євреев вблизи дероевень Гаевого, Ивановец, Ялтушкова, Мигалевец, Матейкова, во время которых гитлеровцами и их пособниками – полицаями было по зверски расстреляно свыше 7,5 тысяч мирних жителей, преимущественно еврейской национальности.
          За различными сведениями, на територии Украины в годы Второй мировой войны, гитлеровцы уничтожили от 1,5 до 1,8 міллиона человек еврейской национальности, на территории Германии и окупированых стран Европы – приблизительно 6 миллионов.
          За даными М. Б. Куперштейна, на територии Винницкой области, с  целью изоляции  и дальнейшего уничтожения євреев, немецкие окупанты и их румунские союзники построили 126 гетто – концентрационных лагерей для временного  удерживания, в том числе 35 гетто в немецкой зоне окупации. 6 гетто было создано на територии бывшего Барского района.
          Барский район в августе 1941 г. был розделён на немецкую и румунскую зоны окупации по линии рек Ров и Лядова. Южная часть Винницкой области, в том числе часть Барского и Копайгородского районов, отошла к румунской зоне окупации «Трансднистрия» с центром в г. Одесса, а северная часть вместе с г. Бар – к «Рейхскомисариату Украина» с центром в г. Ровно. Дальше смуга границы шла по р. Ров  до впадения её в р. Южный  Буг. Гитлеровская часть Барского района була включена в часть Камянец-Подольской области. На ней было создано Барский округ, в который входили населённые пункты Муровано-Куриловецкого  и Яришивского районов.
            В румунськой зоне окупации было сознано два района (претуры): Барский с центром на станции Бар и Копайгородский. В деревнях начали действовать сельские управы – примарии, под руководством местных полицаев. У большенстве деревень района, особенно в приграничной зоне, были размещены румунские и немецкие военные подрозделения от 30 до несколько сотен солдат и офицеров.
         После захвата нацистами г. Бара и его окраин 16 июля 1941 г. гловой районной управы стал учитель пения и рисования В. Коливеприк, а начальником полиции  –    Г. Андрусов.
           В нашем распоряжении есть немало документов, котрые проливают свет на многочисленные зверства нацистских окупантов в годы окупации на територии Барского края. Вот один такой акт, который составил и подписал глава районной комисии по рассмотрению зверств нацистских захватчиков в Барском районе К. Гресь; член комисии       М. Мещук, представитель обкома КПУ Ю. Кошевой. В акте указывается, что «в период окупации с июня 1941 г. по март 1944 г. немецко-нацистские органы исспользовали разнообразные средства исстребления людей. Всего в районе были уничтожены 7500 гражданских людей, 4700 военопленных, 96 подпольщиков и партизан. Особенно массовыми были расстрелы в городе Баре, городке Ялтушкове, поскольку в данных населённых пунктах проживало много еврейского населения».
             На территории района в 1941–1942 гг. было создано 6 еврейских гетто. Так, в приказе № 21 гловы Барской Районной управы В. Конвеприка от 15 декабря 1941 г. отмечалось:
1. Еврейское (жидовское) население Барского района с 20 декабря э.г. селятся в изоллированных местах (Гетто)  г. Бара и Ялтушкова.
2. Еврейское население пунктов района должны к 20 декабря перебраться в г. Бар и Ялтушков (куда будет удобнее)…
5. Всему еврейскому населению района в связи с переходом в Гетто, запрещается уничтожение жилых и нежилых помещений, которые они оставляют.
6. Украинскому населению, которое живёт в местах, которые отведенные под Гетто, освободить свои помещения и явится к жилищному отделу Районной управы для преобретения другого помещения…
8. На органы безопасности г. Бара и в районе наложена ответственность на организацию вишеупомянутого мероприятия и предупреждение от грабежей.
           Расстрелы проводились в разных местах: в поле, ярах, лесах, балках. Трупы убитых закапывали на местах расстрелов. Особенно жестокими были еврейские погромы в августе-октябре 1942 г. в г. Баре, вблизи деревень Гаевого, Ивановец, Ялтушкова, Мигаливец. Так, утром 19 августа 1942 г., когда православные украинцы отмечали в храмах праздник Спаса, євреев барского гетто полицаи выгнали с вещами на местный стадион, произвели распределение на молодых и пригодных к труду, и недееспособных  – маленьких детей, больных, старых, подростков, женщин с детьми. Свыше 3000 нетрудоспособных узников, после объявления о их переселение в другое место обитания, под конвоєм повели на расстрел за город в направлении  Гаевого. Група около 50 подросков поняв, что их  ведут на расстрел, сделала попытку побега, но почти все были убиты. За день до расстрелов, за приказом жандармерии, местные крестьяне  викопали 5 глубоких ям. Групы евреев по 40 – 50 человек роздевали догола и подводили лицом к ямам. Немецкая зондеркоманда и полицейские росстреливали невиновных в затылок, а маленьких детей и младенцев бросали живем в ямы. Начальник полиции  Г. Андрусов лично их рассреливал из пистолета  или разбивал головы младенцам о бампер грузового автомобиля.
          В тот же  день, за 5 км от Ялтушкова, вблизи д. Мыгаливцы окупанты расстреляли 1544  евреев – жителей городка Ялтушкова. 20 – 21 августа 1942 г. в  Баре была сожена еврейская больница вместе с 100 больными и докторами, а в деревне Матейков в те дни также было расстреляно около 150 евреев, привезённых с Бессарабии, Румынии и Буковины, имена которых остались неизвестными. 14 октября 1942 г, на православный праздник Покровы, каратели в лесу возле деревни Ивановцы  расстреляли несколько десятков украинцев и 2138  евреев разного возраста из г. Бара. Вначале зимы центральная синагога в         г. Баре была сожжена нацистами.
          Мало кому из барских евреев удалось выжить. Исключением стали несколько детей и подростков с Барского гетто. Это Бруш Лиза и Пинелис Ида, которым после расстрела в  ивановецком лесу 14 октября 1942 г. ночью удалось выбраться из забитых кровавими трупами братских могил и спастись в румынской зоне окупации – в городке Копайгороде. Шнейдер Циля во время облавы в июне 1941 г. попала в Барское гетто, где работала на  разгрузке кирпича в  заводе, после – на сахарном заводе. Циля вспоминает, когда 19 августа 1942 г. ее вместе с другими евреями повели на расстрел, заставили раздется догола перед ямой, «я  решила убежать с места расстрела. В спину будут стрелять – не так страшно, как в лицо. При побеге получила ранение в ногу, пряталась в стоге сена в поле. Решилась постучать в дом возле речки. Женщина спрятала меня у себя и лечила ногу…Так я пришла в Бар. Там меня прятал Григорий Хода у себя дома на чердаке. Опять облава и опять гетто. В октябре 1942 г. Г. Хода организовал побег. Мы ушли вместе к его родным в с. Котюжаны. Устроились в колхозе, который немцы не распустили, установили связь с партизанами».
            Четырнадцатилетний Семён Додик – автор книги «Мальчик из  расстреляного гетто»,  детально описал будни жителей барского гетто, о подготовке гитлеровцами акции  расстрела евреев 19 августа 1942 г., о своём тяжёлом труде в лагере под Винницей в д. Якушенцы, о побеге в Бар, об утрате всех своих родственников, спасательный поход через р. Ров в румунскую зону окупации, о борьбе с  нацистами на фронте.
          Тринадцатилетний Михаил Брахман также проживал в барском гетто вместе с своими  родственниками. Там он работал на конюшне возле  лошадей вместе с украинцем Славой, который предупредил его о подготовке расстрелов євреев и помог ему  выбраться из гетто, перебраться в румунскую зону окупации возле станции Бар. Позже он проживал у родственников в городке Копайгороде до освобождения Барского края  от гитлеровцев.
          Татьяна  Куперман, которая живёт сегодня в Израеле, перед расстрелом сумела с помощью украинца О.Ткачука перейти на територию, окупированную румунами вблизи  города Жмеринки и тоже остаться  живой. Шестнадцатилетняя девушка Евдокия Естис вместе с своей сестрой и несколькими девушками попала из гетто в Баре до лагеря за городом, работали некоторое время на тютюновом поле, а потом убежали в  город  Литин, где за ними ухаживала и прятала два  года украинка, потом була румунська зона окупации. В 1944 году до освобождения девушки  проживали у родственников в городке Крижополе.
           О трудных страницах жизни евреев в барском гетто также детально описал барчанин Єфрем Терлов у своих воспоминаниях «Холокост: свидетельство очевидца» (2001 г.), которому на 1942 год исполнилось 16 лет. Он сначала работал в гетто вместе с  ремеслениками,  а после  – в городке Литине за 40 км от  Бара на строительстве дороги. Позже он попал в барское гетто. В час расстрела евреев 14 октября 1942 г. Єфрему Терлову удалось спрятаться на еврейском кладбище, а потом он попал в гетто в деревню Лучинец в румунскую зону окупации «Трансднистрия». Позже, его жизнь спасли снова украинский праведник – Іван  Кравчук  из деревни Млиновка Копайгородского района, назвав Є. Терлова своим родственником-сиротой. Пятнадцатилетнему Григорию Ферману также удалось обойти смерть при удачной попытке  убежать в лес и оторваться от погони.
          Делая выводы, можно сказать, что где личными стремлениями, а где при помощи добрых людей удалось спасти жизнь многим  барським евреям. Часть євреев ещё до окупации выехала в тыл, больше 400 евреев-мужчин были мобилизованы в ряды Красной армии, которые воевали на  разных  фронтах во время Второй мировой войны. Но больше 90% евреев Бара и Ялтушкова навечно остались лежать в братских могилах вблизи деревень Ивановцы, Гаэвое, Ялтушков, Мигалевцы. Матейков.
           Анализируя книгу памяти погибших в Барськом районе в период Голокоста, отметим некоторые еврейские семьи, которые были физически полностью уничтожены нацистами: Авербухи – 9 человек (Бар), Айзельманы – 11 (Бар), Айзенберги – 11  (Бар), Алтукеры – 8 (Бар), Баєрки – 8 (Бар), Банкманы – 9 (Ялтушков), Басюки – 17 (з них 4 с Ялтушкова), Бейдеры – 11 (Бар), Беккеры – 15 (Ялтушков, з них 2 – Бар), Бельферы – 8 (Ялтушков – 4, Бар – 4), Бергеры – 6  (Бар), Бережанские – 5 (Ялтушков), Берманы – 13 (2 з них – Ялтушков), Берченки – 13 (Ялтушков, из них – 4 Бар), Бичучи – 7 (Бар), Блевасы – 9 (Бар),  Блузманы – 4 (Ялтушков), Блейманы – 6 (Бар), Боняки – 10 (Бар), Бергросеры  – 5 (Бар), Бройтмани – 10 (Ялтушков), Бромберги  – 8 (Бар),  Бронштейны – 8 (Бар, из них 2 – Ялтушков), Брумы – 14 (Бар),  Брусиловськие – 10 (Бар), Бурды – 21 (Бар), Бурштейны – 12 (Бар), Вайнеры – 7 (Бар), Вайсманы – 31 (Бар), Вайсфельды  –  9 (Бар), Валевичи – 7 (Бар), Винокуры – 12 (Ялтушков, из них – 5 Бар), Водовозы – 14 (Бар), Вульманы – 11 (Бар), Гальперины – 5                    (Ялтушков). А далі цей список продовжується безкінечно.
            Все упомянутые факты расстрелов подтверджаются актами исполкомов сельских советов и  списками расстрелянных. Но близко 3690 человек установить не удалось, потому что они были жителями того или иного населённого пункта временно. Это были евреи из Бессарабии, Буковины и  Румынии.
          Среди расстреляных было также много украинцев и представителей других национальностей.  В 1942 – 1943 гг. нацисты замучили в г. Баре 28 подпольщиков, на Балках в концлагере – 700 человек, в Верховке – 37, в Комаровцах – 18, в Журавлёвке –  13. В немецкую неволю было отправлено из Бара 1200 молодых юношей и девушек, из деревень: Балок –  26, из Билычина – 105, из  Гармак – 143, из Козаровки – 41, из Шпирок – 50, из Журавлёвки  – 113. Вечная память всем погибшим в годы нацистской окупации и Голокоста.
                                                  Алексей Бакалец, г. Бар Винницкой области
 

Автор: Олексій Бакалець – Украина – АМ


65 элементов 1,346 сек.