25.11.2024

Сталин. Как относиться к личности Иосифа Сталина?


 

Мы спросили известных священнослужителей и экспертов о том,  как относиться к личности Иосифа Сталина. На фоне попыток патриотических сил реабилитации сталинизма, это вопрос остро встал перед православными христианами.

Митрополит  Илларион  (Алфеев):

Я считаю, что Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую, античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи, насилии и терроре. Он развязал геноцид против народа своей страны и несет личную ответственность за смерть миллионов безвинных людей. В этом плане Сталин вполне сопоставим с Гитлером. Оба они принесли в этот мир столько горя, что никакими военными или политическими успехами нельзя искупить их вину перед человечеством. Нет никакой существенной разницы между Бутовским полигоном и Бухенвальдом, между ГУЛАГом и гитлеровской системой лагерей смерти. И количество жертв сталинских репрессий вполне сопоставимо с нашими потерями в Великой Отечественной войне.

Победа в Великой Отечественной войне была действительно чудом, потому что Сталин перед войной сделал все, чтобы разгромить страну. Он уничтожил все высшее руководство армии, в результате массовых репрессий поставил некогда могучую страну на грань выживания. В 1937 году, когда была перепись населения, страна недосчиталась десятка миллионов людей. Куда делись эти миллионы? Их уничтожил Сталин. В войну страна вступила почти обескровленной. Но, несмотря на все чудовищные репрессии, народ проявил небывалый героизм. Иначе как чудом это назвать нельзя. Победа в войне — это победа народа. Народа, который проявил величайшую волю к сопротивлению. Чудо победы в войне — это великое явление силы духа нашего народа, которую не сумели сломить ни Сталин, ни Гитлер.

Протоиерей Алексий  Шаляпин:

Оценивать человека с учетом его последних минут жизни может только Бог. Что касается действий Сталина как политической фигуры, то, конечно, эти действия христианин не вправе оправдывать, ведь все-таки Сталин выступил как гонитель Церкви, и если православный оправдывает его действия, то получается, что он сам соучаствует в этом грехе. Вообще, стремление пересмотреть или оправдать злодея происходит из-за утраты главного критерия.

Для христианина главный критерий оценки всех событий — это Бог. Христианин должен смотреть на все события глазами Христа, видеть во всем волю Бога, и только с этой точки зрения судить обо всем, тогда все встанет на свои места. То, что служит благу Церкви, спасению людей, что угодно Христу — это добро, а то, что против Церкви и является нарушением заповедей Божиих — это зло.

А когда человек выбирает неверный критерий, например, интересы государства, величие страны, тогда начинается перекос. Попытка оправдать Сталина исходит из неверно взятого критерия, когда люди говорят о том, что он создал великую страну, но она построена на крови людей, и это не христианский взгляд, это не взгляд Бога.

С точки зрения заповедей Бога Сталин злодей, потому что никакое величие страны не стоит пролитой крови и тем более не оправдывает гонений на Церковь. Те шаги, которые были сделаны Сталиным для сближения с Церковью во время Великой Отечественной войны — это всего лишь небольшой шаг назад от его общей позиции гонения на Церковь.

Иеромонах Макарий  (Маркиш):

Любому человеку — православному или инославному, верующему или неверующему — следует быть внимательным и тщательно отделять объективные вопросы истории нашей страны (и человечества в целом) от вопросов собственного субъективного душевного строя: как к кому относиться, за кого и как молиться и т.п.

Культ личности, обожествление Сталина — это исторический факт, причем факт прискорбный, позорный для нашего народа, входящий неотъемлемой частью в трагедию еще большего масштаба: гибель России и семидесятилетнее большевистское порабощение. Рассуждения типа «Если бы не Сталин…» (то Троцкий, Зиновьев, Гитлер и т.п.) представляют собой пустое, а значит и вредное, сотрясение воздуха: у нас нет никаких средств и ориентиров для воспроизведения исторических эпох (в отличие от частных событий) в «альтернативном сценарии».
Что же касается личности того или иного исторического деятеля — как и любого человека — то это вопрос по природе своей субъективный, это вопрос межличностных отношений. Если бы существовал запрет на «молитву за грешников», нам следовало бы перестать молиться вообще о ком-либо, прежде всего о себе самих. Молясь о человеке, мы ищем контакта с его душой, какой-то близости, какого-то единения. Пусть это и завзятый грешник (но наш родственник, знакомый или знакомый знакомого), всё равно мы находим некий повод для контакта, некую почву для общения. В этом смысл евангельского призыва молиться за наших обидчиков и гонителей (Мф. 5:44, Лк.6:28).

Есть ли у нас что-то общее со Сталиным? Есть ли такой повод, такая почва? Кто знает? Может быть, у кого-то из нас, в силу каких-то личных свойств или семейных историй, будет реальная внутренняя причина для подобной молитвы. Но необходимо понять: без такой причины, без глубоко пережитого внутреннего мотива «молитва об исторических злодеях» становится в лучшем случае бессмыслицей, а в худшем — смертельно опасным занятием.

Иерей  Димитрий  Ненароков:

Сейчас очевидны попытки возродить культ Сталина, переосмыслить его фигуру, но это попытки провокационные и очень пагубные, потому что Сталин уничтожил страну, которая называлась Российская Империя, и построил другую страну без Бога, без Церкви и веры, принес в жертву самых лучших сыновей и дочерей России. Война была выиграна вопреки Сталину, потому что в самые тяжелые моменты Сталин потерял управление и страной, и армией и не был готов к началу войны.

Подход Сталина очень хорошо характеризуется высказыванием одного из начальников ГУЛАГа, который на предложение о том, что нужно пять экскаваторов для того, чтобы вырыть большой котлован, ответил: «Зачем мне пять экскаваторов, когда я могу согнать пять тысяч зеков, которые умрут от невыносимого труда, но все равно котлован будет вырыт с меньшими затратами».

Это подход, о котором очень много говорил своим духовным чадам исповедник святитель Афанасий (Сахаров), который тридцать семь лет провел в ГУЛАГе. Он говорил, что самыми страшными годами были военные и послевоенные годы, когда официально Церковь уже была разрешена. Официальное разрешение Церкви — это просто определенный политический расчет Сталина.

Как можно отзываться о Сталине хорошо, если при нем массово уничтожались люди, а мы знаем, что цена одной человеческой жизни превосходит в глазах Господа весь сотворенный Им мир! И если мы говорим о том, что Сталин уничтожал троцкистов, то вместе с троцкистами он уничтожил не только все русское офицерство, русскую интеллигенцию, но и самых лучших русских рабочих, самых лучших русских крестьян.

Я отношусь к Сталину как к великому политику, который превзошел Гитлера, не говоря уже о таких мелких фигурах, типа Муссолини, но это — великий деспот, великий и кровавый тиран, и меня откровенно тревожит то, что сейчас некоторые православные симпатизируют Сталину.

Мой духовник, покойный протоиерей Михаил Труханов, который отсидел при Сталине пятнадцать лет и лишился и пальцев ног, и здоровья, заповедал, чтобы мы ни в коем случае не поддавались на елейные разговоры об этом человеке, потому что Сталин как деятель и коммунизм как идеология — сатанинские.

Процесс десталинизации был запущен при Медведеве, но его начали те люди, которые осуществили процесс перезахоронения псевдо царских останков: Немцов с командой. Видите, как лукавый над нами издевается? Уже в самом названии «десталинизация» чувствуется провокация.

Давайте устроим судебное разбирательство над палачами советского времени, откроем все документы в архивах и будем судить по-новому уже умерших палачей! И осудим всенародно и их, и режим, но этого не происходит.

Мой брат, священник Николай Ненароков, с самого начала существования Синодальной комиссии по канонизации святых состоял в ней и участвовал в канонизации новомучеников и исповедников Российских в 2000 году. В это время проходили постоянные заседания Комиссии под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), но потом внезапно все архивы КГБ закрыли. Мы не видим, чтобы сейчас кого-то канонизовали из новомучеников, по-прежнему звезды над Кремлем, до сих пор тело вождя мирового пролетариата не захоронено, фактически я не вижу, чтобы что-то глобально изменилось, сакральный смысл режима остался тем же.

Я очень хорошо оцениваю те события, которые сейчас происходят в России, и то, что к России присоединяются территории. Господь готовит выполнить свои пророчества о России, для этого он рыхлит почву, чтобы Россия воскресла, но все будет зависеть от всенародного покаяния. Мы должны, прежде всего, покаяться в ностальгии по советскому прошлому, потому что сейчас это сквозит очень часто. Готовы ли мы к этому?

Я думаю, что возвращаются времена гонения на церковь, нас ждет режим наподобие диктатуры в КНДР, с очень жесткой идейной подосновой, но не коммунистической. Не разрешат не только нацистские символики, марши, демонстрации, гей-парады, но и крестные ходы. Православным людям придется снова определиться, с кем они. Многие архиереи и священники, которые привыкли к богатству, уйдут, останутся только самые верные Богу. Я думаю, что эти времена потихонечку наступают. И это тоже надо пережить. Я к этому отношусь нормально, спокойно.

Денис Мальцев (кандидат исторически наук):

Что касается явления под названием «культ личности», то странно, что у кого-то из православных возникает вопрос об отношении к нему. Сам термин «культ» происходит от латинского слова cultus, т.е. «почитание», «поклонение». Как христианин должен относиться к поклонению кому-либо, кроме Господа нашего Иисуса Христа? Ответ очевиден: сотворение земных кумиров давно и ясно осуждено в христианстве. Спор же конкретно о личности Сталина, наверное, стоит все же оставить профессионалам-историкам. Сам я, являясь и историком, и христианином, могу лишь удивиться высказываниям о приемлемости невинных жертв, разумеется, они не должны восприниматься христианином как норма, а с тем, что в эпоху сталинизма хватало невинно пострадавших (зачастую лишившихся жизни) не спорят даже самые ярые апологеты Сталина. Сталин руководил нашей страной в очень сложный период, и сталинизм не был сплошным ГУЛАГом.

В нем оставалось место расцвету культуры и спорта, а главное — победе в Великой Отечественной войне, которая воспринимается нашим народом как священная, как борьба со Злом, с силами Тьмы, и часть этой святости в сознании людей невольно переносится на человека, который был как бы лицом нашей Победы.

Давая оценку личности Сталина, протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что у него были «положительные качества: это был умный человек, это был человек, который хорошо разбирался в политике, самоотверженный. Что точно он делал — он не ставил семейные интересы выше интересов своей деятельности (так, как он ее понимал)». Он же сказал, что «Сталин не абсолютный злодей». Со всем этим трудно не согласиться. Но верующий должен помнить и то, что преследования и расстрелы священников при Сталине продолжались до конца его правления. Он открыто говорил, что «мы стремимся к уничтожению реакционного духовенства», и это православные не должны забывать.

Димитрий Энтео  (Цорионов):

Я резко отрицательно отношусь к любым попыткам оправдать чудовищные преступления Сталина. Святой Ефрем Сирин учил «Кто любит убийц, тот обнаруживает ненависть свою к убитым, и препятствует благоденствию живых». Оправдание массовых злодеяний этого чудовища — это подлинная ненависть к святым новомученикам. Именно Сталин объявил «безбожную пятилетку»,  в результате которой Русская Православная Церковь была практически полностью уничтожена. За 1937 год, только официально, было убито более 80 000 священнослужителей и монашествующих РПЦ, в живых, на свободе осталось лишь 4 епископа, тысячи храмов — были осквернены или уничтожены.

Пытаться переложить ответственность за эти преступления за других политиков той эпохи — просто невежественно, люди которые пытаются таким образом реабилитировать этого предтечу  антихриста, просто не понимают устройство политической система того времени. То, что Сталин стал заигрывать с Церковью в годы войны, легко объясняется, тем, что союзники СССР, поставили прекращение гонений на религию,  условием для передачи взаймы военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья и продовольствия по ленд-лизу. После войны не было открыто ни одного нового храма и гонения продолжились. А священников казнили до войны, во время войны и после войны.

Елена Юрефьева
Источник: orthoview.ru

Автор: Елена Юрефьева источник


67 элементов 2,266 сек.