Годами Кремль "брежневскими" методами превращал оппозицию в маргинальный антиобщественный элемент, оставляя место лишь для патриотических сказаний о битве с Западом, потому размах воскресных протестов поражает, пишут СМИ. В реальной власти матч – целиком в пользу Путина, однако интернет породил субъект, неизвестный России ни при царе, ни при большевиках: общественное мнение.
"Такого в России не было уже давно", – пишет в Frankfurter Allgemeine Фридрих Шмидт о воскресных протестных акциях в российских городах от Владивостока до Москвы и Санкт-Петербурга, которые инициировал борец с коррупцией Алексей Навальный.
С точки зрения протестующих, власть предержащие в Кремле и не столь влиятельные люди из российского Белого дома должны дать обществу разъяснения по поводу обнародованной в начале марта информации "о роскошной недвижимости премьер-министра Дмитрия Медведева в России и Италии, которой он пользуется через сеть подставных фирм и лиц". СМИ, контролируемые Кремлем, не говорят об этих разоблачениях, хотя фильм на Youtube уже просмотрели более 11 млн человек.
Многие россияне, которые в воскресенье "гуляли" на несанкционированной демонстрации на Пушкинской площади в центре Москвы, имели при себе замаскированные символы богатства: желтых пластиковых уточек, которые намекали на дома для уток в поместье Медведева на Волге, и кроссовки, поскольку именно взломы интернет-заказов Медведева помогли команде Навального с расследованием, сообщает корреспондент.
Многие участники демонстрации возмущенно говорили, что в "в любой другой стране правительство ушло бы в отставку", а "протестовать – это их гражданский долг".
В общей сложности в Москве подверглись задержанию сотни человек, причем не только те, кто нес с собой плакаты, в том числе – с ответом Медведева крымской пенсионерке: "Денег нет! Но вы держитесь!" – передает корреспондент.
"Сотни протестующих были задержаны отрядами полиции особого назначения (ОМОН) в городах по всех России. В воскресенье по стране прокатились крупнейшие за несколько лет антиправительственные протесты", – сообщают Шон Уокер и Алек Лун в The Guardian. Масштаб и размах демонстраций стал вызовом для Кремля за год до выборов, на которых Владимир Путин должен выиграть новый шестилетний срок.
Когда "Навального запихнули в полицейский автобус, он несколько минут не мог уехать, так как толпа окружила его и пыталась освободить арестованного", – рассказывают журналисты. Произошли отдельные стычки с полицией, раздавались крики "Позор!" и "Россия будет свободной!".
Акции в Москве и большинстве других городов прошли без официальных разрешений, в которых отказывали под разными предлогами.
Репортер The Guardian Алек Лун был среди задержанных. Омоновцы схватили его, когда он фотографировал задержания. Луну сказали, что его будут судить за "участие в несанкционированном протесте", хотя он несколько раз сообщил полицейским, что он журналист, и показал аккредитацию МИД России. Его отпустили, продержав более пяти часов, после вмешательства МИД России.
Пресс-секретарь Навального сообщил, что политика продержали в отделении полиции ночь, а в понедельник он предстанет перед судом, передают авторы.
"Воскресные протесты замалчивались государственными СМИ, – указывают Уокер и Лун. – Однако тревожным знаком для Кремля стало то, что даже в десятках городов поменьше по всей стране по несколько сотен человек выходили протестовать".
Против коррумпированной системы выступает молодежь, которой пока неведом страх, пишет обозреватель Der Spiegel Кристиан Эш.
"В воскресенье Россия, похоже, очнулась от глубокого сна. Спячка продлилась пять лет – именно столько времени прошло с момента последней волны протестов, захлестнувших российские города в конце 2011-го – начале 2012 года. Тогда акции закончились далеко не мирно: некоторые их участники до сих пор сидят за решеткой. С тех пор на улицах страны политикой и не пахло – в России осталось место лишь для внешней политики в форме патриотических сказаний о том, как Россия самоутверждается в борьбе с враждебным Западом", – говорится в статье.
И вот десятки тысяч россиян приняли участие в акциях, чтобы выразить свой протест против коррупции.
"На такой размах не рассчитывал никто: ни Кремль, ни оппозиционный политик Алексей Навальный", – пишет Эш. "Навальному удалось придать форму накопившемуся раздражению, – поясняет обозреватель. – В то время как государство включило режим экономии, активист антикоррупционного движения стал привлекать внимание к роскошному образу жизни премьер-министра России Дмитрия Медведева".
Оппозиционер мобилизует, прежде всего, новых, молодых сторонников. Они не помнят допутинского периода, "они еще не знают, что такое страх и разочарование, у них нет времени внимать рефлексии старшего поколения. Пока совершенно неясно, смогут ли нынешние школьники и студенты повлиять на политику России, однако сам по себе факт, что открытое противостояние вернулось на улицы, вселяет надежду", – резюмирует автор.
"Около 8 тыс. митингующих, по данным МВД России, – 30 тыс., по данным оппозиции, – в воскресенье игнорировали запрет на участие в демонстрации, собравшись на Пушкинской площади столицы, чтобы официально выразить протест против коррупции, – пишет корреспондент Le Figaro Пьер Авриль. – Призыв был брошен главным оппозиционером Кремля Алексеем Навальным, соавтором расследования, обнародованного три недели назад, в котором раскрывается сказочно богатый образ жизни нынешнего премьер-министра, бывшего президента Дмитрия Медведева. Блогер и активист был арестован, вместе с ним было задержано не менее 500 человек".
"Здесь коррупция стала всеобщим явлением, от верхушки государства до низшего уровня – школ, больниц… В Южной Корее или Бразилии президентов смещают, а здесь – полное молчание в СМИ", – возмущался Дмитрий, молодой программист, который вместе со своей подругой Светланой впервые принимал участие в митинге. "Главный виновник этого бедствия – банда из Санкт-Петербурга", – добавил 40-летний Алексей, имея в виду захвативший экономическую и политическую власть в начале 2000-х клан, организованный вокруг Владимира Путина.
"Путин – вор!" – слышались выкрики в толпе, которая также предъявляла обвинения премьер-министру. "Продай свои дачи и построй дороги", – можно было прочесть на одном из самодельных плакатов.
"Несмотря на то, что начиная с 2012 года российская оппозиция была методично превращена в маргинальный антиобщественный элемент, размах воскресного митинга поражает, – комментирует Авриль. – Тем более, что подобные митинги прошли в 80 других городах, где собрались десятки тысяч человек, от Санкт-Петербурга до Владивостока".
"Полиция задержала Алексея Навального – человека, который критикует Кремль и хочет стать соперником Путина на президентских выборах в будущем году", – пишет журналист Politico Марк Беннетс.
"Акции оппозиции, к которым призвал Навальный в связи с утверждениями, что премьер-министр Дмитрий Медведев взял более 1 млрд долларов в качестве взяток у государственных банков и богатых бизнесменов, состоялись более чем в 80 небольших и крупных городах", – говорится в статье.
Автор считает: "Масштаб воскресных протестов и тот факт, что сторонники оппозиции ослушались запрета властей на демонстрации, встревожат Кремль в преддверии президентских выборов".
В феврале Навальный "был признан виновным в мошенничестве по обвинениям, которые он называет местью за свою оппозицию к Путину, и приговорен к пяти годам условно". По российским законам, лица, имеющие судимость за уголовные преступления, не могут баллотироваться на выборные должности. Но Навальный "дерзко пытается пробиться в избирательные бюллетени: он недавно стал открывать избирательные штабы по всей России", говорится в статье.
"Мы хотим, чтобы потери Кремля от недопущения Навального на выборы превысили потери от разрешения ему баллотироваться, – сказал в интервью Politico Леонид Волков, глава избирательного штаба Навального. – Это произойдет, когда все признают, что отказ включить его в избирательные бюллетени – признак слабости Путина".
"Навальный давит и не перестанет давить на Кремль, но он непредсказуем, и его участие в выборах крайне затруднит кампанию для Путина", – заметил в интервью изданию Глеб Павловский. ("Экс-советник Кремля, ныне относящийся к Путину критически", – характеризует его Беннетс.) "Кремль предпочтет не допускать имя Навального в бюллетени", – прогнозирует Павловский.
Популярность Алексея Навального растет, отмечает бывший главный редактор La Repubblica Эцио Мауро. "На то есть две очевидных причины, – говорится в статье: – атака на власть молодого адвоката обрела характер "неполитических", спонтанных, диспетчерских действий, не связанных с традиционными организованными партиями; в глазах общественности оппозиция стала почти полностью отождествляться с борьбой против коррупции".
Однако есть еще одна причина успеха. "Борясь с проникшей во все сферы жизни и абсолютной властью, которая действует по старой логике аппаратчиков, то есть контролирует все, что физически двигается и собирается в больших городах, Навальный решил переместиться в виртуальную вселенную, бросив клич разбросанному и рассеянному поколению, которое при этом очень активно и чрезвычайно энергично", – говорится в статье.
По словам Мауро, "когда Путин осознал опасность, он попробовал критиковать "компьютерных хомячков" – ребят, которые якобы бегают впустую в колесе, чья ось не совпадает с реальностью, но теперь это уже бессильная и запоздалая атака: выход в сеть имеют 70 млн россиян, Wi-Fi работает по всей Москве, а крупнейшие компании орудуют своими финансовыми потоками через интернет".
По словам журналиста, "хомячки" больше не желают возвращаться в клетку. "В сфере реальной власти матч – целиком в пользу Путина, который, бросив вызов Западу, (…) пробудил и успокоил имперскую душу России – ту эмоциональную и политическую, сентиментальную и идеологическую сверхструктуру, которая существовала еще до сталинской брони СССР, а значит, была вечно", – говорится в статье. Однако "оппозиция ежедневно подрывает основания властного трона".
"Пока что, – пишет Мауро, – как только оппозиция превращается из виртуальной в материальную, Кремль расправляется с ней как с технической, полицейской проблемой, применяя метод, опробованный в эпоху Брежнева на диссидентах. Однако интернет (…) создает субъект, с которым Москва и Санкт-Петербург никогда не были знакомы, ни при царе, ни при большевиках: общественное мнение".
"Именно перед этим субъектом – одновременно физическим и виртуальным, но, прежде всего, политическим – Путин должен начать отчитываться (…). Нельзя вечно править "демократурой", совмещающей демократическую форму с авторитарной сутью, – подытоживает журналист. – Возможно, минимальной, но потенциально взрывоопасной функцией Навального будет то, что он обнажил это противоречие".