Отрывок из статьи
Группа энтузиастов работает над продвижением плана, включающего аннексию Иудеи и Самарии, сохранение всех существующих там еврейских поселений, предоставление израильского гражданства арабским жителям этих районов и превращение Израиля в федеративное государство из тридцати кантонов
"Нами предлагается новый подход к урегулированию израильско-палестинского конфликта. Возможность успешного преодоления противоречий между евреями и арабами Эрец-Исраэль сопряжена, по нашему мнению, с изменением государственного строя Израиля, при котором на смену принятой в нашей стране унитарной модели придет федерация, следующая образцам государственного устройства США, Канады, Швейцарии и многих других демократических государств, построенных по федеративному принципу. С практической точки зрения это предполагает административный раздел территории страны на кантоны, которые будут наделены широкими правами в решении вопросов местного самоуправления. Мы также призываем к согласованному упразднению палестинской администрации и к согласованному же распространению израильского суверенитета на всю территорию Иудеи и Самарии, с сохранением всех существующих там еврейских поселений. В рамках предлагаемого нами решения израильское гражданство будет предоставлено всем заинтересованным в его получении арабским жителям указанных территорий, так что их статус станет таким же, каким является ныне статус арабских граждан Израиля. Предлагаемая федерация не будет включать сектор Газы, и в демографическом отношении она будет характеризоваться тем, что евреи составят в ней подавляющее большинство населения, порядка двух третей граждан".
Этот текст не вызвал бы большого удивления, если бы он был составлен одной из тех правых поселенческих групп, в которых идея аннексии Иудеи и Самарии стала в последние годы достаточно популярной и которыми осознается, что аннексия невозможна без предоставления израильского гражданства жителям аннексируемых территорий. Но с манифестом, который открывает приведенная выше цитата, меня познакомил Иммануэль Шахаф, авторитетный эксперт по проблемам Юго-Восточной Азии, давно состоящий членом ЦК Партии труда и последовательно поддерживавший на праймериз в этой партии кандидатуры Амрама Мицны, Амира Переца, Ами Аялона и Шели Яхимович. И хотя в самой Аводе его идеи не пользуются поддержкой, Шахаф безусловно выражает новое настроение, о котором можно сказать, что оно распространяется в израильской политической и экспертной среде поверх традиционных партийных барьеров.
…
– Возможность политического решения, основанного на принципе "два государства для двух народов", умирает на наших глазах и, скорее всего, уже умерла, – считает Иммануэль Шахаф. – Даже при наличии у палестинского руководства реальной воли к созданию собственного государства, в чем вообще-то приходится сомневаться, с таким решением были бы сопряжены непозволительные для Израиля риски. Палестинское государство, даже при самых лучших намерениях его правительства, будет критически уязвимо для подрывной деятельности таких экстремистских группировок, как ХАМАС, "Исламский джихад" и "Исламское государство". В случае их успеха в самой непосредственной близости к жизненноважным центрам Израиля образуется зона радикализма и хаоса. О связанных с этим опасностях мы можем судить по тому, что происходит сейчас во многих странах Ближнего Востока, и было бы стратегической ошибкой привести к такому же положению вещей в двух шагах от Иерусалима, Кфар-Сабы, Тель-Авива, Нетаньи.
…
Я спрашиваю своего собеседника, ему должно быть нетрудно найти в Партии труда тех, кто поддержит его предложение об аннексии территорий, с предоставлением израильского гражданства всем их жителям.
– Увы, Авода зациклена на политическом решении по принципу "два государства", но это не значит, что она имеет реальное представление о том, как такое решение можно осуществить на практике, – отвечает Шахаф. – Я излагал свои соображения Ицхаку Герцогу и другим руководителям Аводы. Ни один из них не поддержал меня и не проявил интереса к нашему плану. Вся моя деятельность, связанная с продвижением этого плана, носит частный характер. Авода не финансирует ее, не оказывает ей организационной поддержки и вообще никак не участвует в ней.
Не означает ли это, что оптимальной политической платформой для продвижения плана аннексии территорий и федерализации Израиля в настоящее время является не Авода, а какая- то другая партия? Ликуд или Еврейский дом?
– Возможно, это действительно так. В наших мероприятиях регулярно принимают участие люди, связанные с поселенческим движением. Но в целом мне кажется, что общество открыто нашим идеям в большей степени, чем существующие политические партии. На данном этапе мы не ищем партийную платформу для продвижения своего плана, но стараемся обеспечить ему максимально широкую общественную поддержку как в правых, так и в левых кругах. Здесь я наконец спросил своего собеседника, кого он подразумевает, используя местоимение "мы" и упоминая о "наших" идеях. Шахаф сообщил, что вместе с ним над продвижением плана аннексии территорий, кантонизации и федерализации Израиля работают "несколько десятков одержимых этой идеей энтузиастов", ежемесячно проводящих семинары в иерусалимском Центре наследия Менахема Бегина. В ходе этих встреч изучаются различные модели устройства федеративных государств, их конституции, принципы распределения полномочий между отдельными административными единицами и федеральным центром. Обсуждаются демографические показатели, данные социологических исследований и итоги проводимых "одержимыми" встреч с местными политиками, иностранными дипломатами и неофициальными представителями палестинского населения. В числе заметных участников данного проекта Шахаф называет генерал-майора запаса Гершона Хакоэна (в последний период своей службы он командовал военно-учебными заведениями ЦАХАЛа и одним из его корпусов), д-ра Хаима Асу (бывший стратегический советник Ицхака Рабина, Аса вступил в 2008 году в партию Кадима), профессора Ицхака Дгани (кафедра политологии университета Бар-Илан), профессора Асада Ганема (кафедра политологии Хайфского университета). Шахаф также упоминает о том, что некоторое время назад "одержимым" было впервые предложено выступить перед членами Совета за мир и безопасность:
– Это, как вы знаете, левый форум, объединяющий многих отставных военных, и о нем можно сказать, что он, как и Партия труда, все еще зациклен на политическом решении по принципу "двух государств". Но эта зацикленность дала трещину хотя бы в том смысле, что нам было впервые предложено выступить перед членами данного форума с изложением наших тезисов. Вместе с нами в этом мероприятии участвовала Эмили Амруси, известная журналистка, бывшая в прошлом пресс-секретарем Совета поселений Иудеи и Самарии. У нее не было определенной позиции по вопросу о федерализации, но в том, что касается общего подхода, постулирующего возможность аннексии контролируемых территорий с предоставлением израильского гражданства всем их жителям, между нами не было разногласий.
Здесь я замечаю своему собеседнику, что если речь идет об аннексии, то центральным вопросом становится то, какова реальная численность арабского населения Иудеи и Самарии. Может ли она быть установлена достаточно точным образом? И если она позволяет Израилю аннексировать территории без критического риска утратить свой доминантно еврейский национальный характер, то в чем состоит специальный смысл предлагаемой "одержимыми" кантонизации и федерализации? Ведь основная масса палестинского населения согласится на аннексию и без кантонов, если ей будет гарантировано в Израиле гражданское равноправие, а та часть палестинцев, которая намертво связана с их сегодняшней администрацией, будет противиться такому решению при любых обстоятельствах – уже потому, что израильская аннексия означает для ПА упразднение.
– Интересна ваша априорная уверенность в том, что аннексия будет положительно воспринята основной массой палестинского населения, – отвечает Иммануэль Шахаф. – Именно об этом говорят результаты наших бесед с неофициальными представителями палестинцев и другие производимые нами попытки зондирования, но многим в Израиле в это трудно поверить, и нам часто приходится убеждать своих слушателей в том, что палестинцы примут израильскую аннексию, если она обеспечит им те же права, что и прочим гражданам нашей страны. Это лучшая сделка, на которую они могут рассчитывать, и большинством из них данный факт осознается достаточно трезво, особенно на фоне кровавого хаоса, который царит в настоящее время во многих местах на Ближнем Востоке.
К этой "сделке" располагают и многие объективные факторы, – продолжает Шахаф. – До 85 процентов промышленной и сельскохозяйственной продукции, производимой палестинцами в Иудее и Самарии, продается в Израиле. Число работающих палестинских жителей Иудеи и Самарии оценивается в 800 тысяч человек, из которых примерно 300 тысяч трудоустроены в Израиле или в израильских поселениях и промзонах в Иудее и Самарии. Их налоговые отчисления, переводимые Израилем палестинской администрации, составляют примерно половину бюджета ПА. Шекель является основной расчетной единицей в данном районе. Свыше 300 тысяч арабов, живущих в Восточном Иерусалиме, имеют статус постоянных жителей Израиля, предоставляющий им все социальные права израильтян, и от израильского гражданства они отказываются лишь потому, что палестинские организации не желают отделения проблемы Иерусалима от остальных составляющих израильско-палестинского конфликта. При этом уровень услуг, предоставляемых структурами ПА арабскому населению Иудеи и Самарии, крайне низок, и сама ПА находится сейчас в состоянии, близком к политическому коллапсу. Одновременно с этим мы давно уже имеем ситуацию, при которой в 160 поселениях Иудеи и Самарии живет около 400 тысяч евреев-израильтян, и это не считая примерно 300 тысяч евреев, живущих в построенных за "зеленой чертой" кварталах Иерусалима. Внешнюю и внутреннюю безопасность Иудеи и Самарии обеспечивают силы ЦАХАЛа, и безопасность самой ПА также в решающей мере обеспечивается Израилем. Иначе говоря, для превращения Израиля с Иудеей, Самарией и Иорданской долиной, но без сектора Газы, в единое федеративное государство давно уже наличествуют все предпосылки.
…Мне приходится вернуть своего собеседника к затронутому выше вопросу о численности палестинского населения Иудеи и Самарии, в оценке которой существует заметная разница между официальными статистическими данными ПА (около 2,4 млн человек) и Израильско- американской группы демографов (1,8 млн человек). Не является ли эта разница критической с точки зрения демографической допустимости аннексии контролируемых территорий?
– Мы склоняемся к тому, что вторая оценка значительно ближе к истине, – отвечает Шахаф. – Но допустим худшее и попробуем ответить на ваш вопрос: является ли указанная разница критической? Население Израиля составляет в настоящее время порядка 8,5 млн человек, из которых на долю евреев и лиц, фактически принадлежащих к еврейскому национальному коллективу, не будучи евреями по галахе, приходится около 6,75 млн человек, т.е. порядка 79 процентов. Арабское население Израиля, состоящее из мусульман, христиан и друзов, насчитывает сейчас около 1,77 млн человек. Если оно увеличится вдвое, общее число граждан Израиля составит порядка 10,3 млн человек, в числе которых будет примерно 3,57 млн арабов, т.е. около 35 процентов. Но даже и в том случае, если реальное число палестинцев отражается максимальной оценкой, в случае аннексии территорий израильское население составит 10,9 млн человек, из которых арабов будет около 4,2 млн человек, немногим больше 38 процентов. Уровень рождаемости в обеих группах населения сейчас примерно одинаков, с небольшим преимуществом у евреев, и это позволяет утверждать что доля еврейского населения в Израиле не опустится ниже 60 процентов, а при благоприятном развитии событий, которое может быть обусловлено дополнительным ростом еврейской рождаемости и массовой алией, она даже и возрастет дополнительным образом.
Упоминание об алие побуждает меня задать Иммануэлю Шахафу вопрос о том, какими он и его единомышленники видят статусные характеристики будущего федеративного государства – его флаг, герб, гимн, место в нем Закона о возвращении?
– Наши предложения полностью соответствуют Декларации независимости Израиля и не меняют его статусных характеристик, – подчеркивает мой собеседник. – Флаг, герб, гимн и иные национальные символы Израиля останутся прежними. Закон о возвращении сохранит силу и не будет дополнен актом, предоставляющим право на получение израильского гражданства тем палестинским беженцам и их потомкам, которые живут за пределами Иудеи и Самарии. Живущим в этом районе беженцам нами будут предложены все возможности натурализации и социальной реабилитации, и это позволит нам настаивать на таком же решении для палестинских беженцев, живущих в арабских странах: все они должны быть натурализованы в местах своего проживания. Но если на федеральном уровне Израиль сохранит свои существующие характеристики национального государства еврейского народа, то на уровне отдельных кантонов найдется место символике, выражающей характер доминантной для каждого из них группы населения. В принципе, мы говорим о создании тридцати кантонов, в двадцати из которых будет еврейское большинство населения, в десяти – арабское. Территория Иудеи и Самарии составит при этом шесть кантонов, но называемые нами цифры носят на данном этапе ориентировочный характер. Что же до палестинской администрации, то она получит возможность преобразовать себя в нечто типа политической партии или правительства одного из кантонов.
Не приведет ли предлагаемое решение к тому, что возможность расширения еврейских поселений будет полностью блокирована в преимущественно арабских кантонах? Шахаф отвечает на это, что гарантии гражданских прав и, возможно, отдельные аспекты управления земельными ресурсами будут определяться на федеральном уровне, который будет иметь преимущество перед кантональным законодательством. Вообще, Шахаф видит в федерации, позволяющей поддерживать должный баланс между интересами местных общин и всего национального коллектива, оптимальную форму государственного устройства. Иначе говоря, он считал бы правильным "переучредить" Израиль в формате федеративного государства даже и безотносительно к вопросу об аннексии Иудеи и Самарии. При этом ему понятно, что произвести конституционную реформу такого масштаба возможно только в контексте общего политического урегулирования израильско-палестинского конфликта, поскольку во всякой иной ситуации она будет блокирована интересантами. Среди прочего, отмечает Шахаф, учреждение кантонов позволит преодолеть сегодняшнюю несправедливость в распределении земельных ресурсов внутри самого Израиля, где огромные площади находятся в юрисдикции региональных советов с очень небольшим населением – при наличии в той же местности городов, страдающих от острой нехватки земли.
Означает ли превращение Израиля в федерацию, что к существующим выборам в Кнессет и в местные органы власти добавятся выборы в кантональные органы управления?
– Совершенно верно, – подтверждает Иммануэль Шахаф. – Существующие местные органы власти, как то муниципалитеты, местные советы и региональные советы, в большинстве своем сохранятся, но будет произведено частичное перераспределение полномочий между ними и органами кантонального управления. Соответственно, каждый гражданин будет голосовать на выборах трех ступеней: в местный орган власти, в кантональный совет и в Кнессет, причем Кнессет превратится в двухпалатный парламент. Одна из его палат останется в целом такой же, каким сегодня является Кнессет, а другая будет ориентировочно состоять из 60 депутатов: по два представителя от каждого кантона.
Группа энтузиастов, представителем которой является Шахаф, подчеркивает необходимость "согласованного решения". Это подразумевает, что предлагаемый ею план – сам Шахаф чаще использует по отношению к нему слово хазон, аналог английского vision – должен получить одобрение израильского общества, палестинского населения Иудеи и Самарии, основных арабских государств и ведущих мировых держав. Ссылаясь на результаты своих бесед с западными дипломатами, Шахаф отмечает, что все они дают понять, что для их стран в конце концов будет приемлемо то решение, на которое согласятся палестинцы.
Учитывая интересы ПА, естественно предположить, что палестинцам будет непросто заявить, что они принимают израильскую аннексию, но Шахаф и его единомышленники считают, что в отсутствие иной практической перспективы постоянного урегулирования международное сообщество со временем одобрит их план, а это, в свою очередь, скажется на позиции палестинской администрации. Что же до неизбежных попыток присовокупить сектор Газы к пакету единого федеративного государства, то о них Иммануэль Шахаф отзывается так: "Такие попытки, конечно, будут предприняты, но никто не заставит правительство Израиля согласиться на решение подобного рода. Проблемы сектора Газы должны решаться отдельно от Иудеи и Самарии".
"Вести", 7.2016