22.11.2024

Искусство московского метро: шедевры архитектуры и скульптуры в столичной подземке


Александр Дейнека и Матвей Манизер, Алексей Щусев и Алексей Душкин — эти и другие знаменитые художники, скульпторы, архитекторы работали над оформлением станций Московского метрополитена.

Рассказываем, какие шедевры архитектуры и скульптуры можно увидеть в подземке, если не торопиться на следующий поезд.

Первая очередь строительства: 1933–1935 годы

Проекты станций первой очереди утвердили в 1933 году. Путь ветки — от «Сокольников» до «Парка культуры» — повторял самые загруженные маршруты московских трамваев. Поскольку станции не выходили на поверхность, особое внимание архитекторы уделяли их оформлению и декору, чтобы пассажиры чувствовали себя посетителями настоящих подземных дворцов, а не пленниками мрачных лабиринтов.

Май 1935 года

Станция «Комсомольская» Сокольнической линии
Станция «Комсомольская» Сокольнической линии Д.Н. Чечулин, А.Ф. Тархов. Проект станции «Комсомольская площадь» («Комсомольская»). 1935. Перронный зал Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва

Станцию «Комсомольская» открыли одной из первых — 15 мая 1935 года. Первоначально она должна была называться «Каланчевской площадью», но в 1933 году площадь, к которой вели выходы из метро, переименовали в Комсомольскую — изменили, соответственно, и название станции.

 https://www.culture.ru/s/iskusstvo-v-metro/images/tild3832-6532-4432-a465-326637646337__03.png

 Д.Н. Чечулин, А.Ф. Тархов. Проект станции «Комсомольская площадь» («Комсомольская»). 1934. Перронный зал. Перспектива

Оформление платформы посвятили комсомольцам-метростроевцам. На «Комсомольской» впервые в истории отечественного метрополитена использовали майоликовое панно, созданное из покрытой глазурью керамики. Над его эскизом работал художник Евгений Лансере, и, чтобы правдоподобно изобразить на панно строителей, он хранил в своей мастерской настоящие брезентовые робы рабочих.

 Станция метро «Комсомольская» Сокольнической линии, Москва. Панно из цветной майолики на тему комсомольцев — строителей метро

 Станция метро «Комсомольская» Сокольнической линии, Москва. Панно из цветной майолики на тему комсомольцев — строителей метро

 Станция метро «Комсомольская» Сокольнической линии, Москва. Панно из цветной майолики на тему комсомольцев — строителей метро

 Станция метро «Комсомольская» Сокольнической линии, Москва. Перронный зал

 Станция метро «Комсомольская» Сокольнической линии, Москва. Южный вестибюль в здании Казанского вокзала

 Станция метро «Комсомольская» Сокольнической линии, Москва. Роспись потолка северного вестибюля

 Станция метро «Комсомольская» Сокольнической линии, Москва. Декоративное панно в северном вестибюле

 Станция метро «Комсомольская» Сокольнической линии, Москва. Фрагмент колонны перронного зала

 Станция метро «Комсомольская» Сокольнической линии, Москва. Аванзал северного вестибюля

 Станция метро «Комсомольская» Сокольнической линии, Москва. Северный наземный вестибюль

 Станция метро «Комсомольская» Сокольнической линии, Москва. Интерьер северного наземного вестибюля

Архитектор станции Дмитрий Чечулин спроектировал над путями галереи-балконы, благодаря которым на станции не образовывались заторы из посетителей. В 1937 году макет станции, украшенной майоликовым панно и облицованными мрамором колоннами, представили на Международной выставке в Париже, а в 1941-м Чечулин получил за свой проект Сталинскую премию первой степени.

Станция «Кропоткинская» Сокольнической линии
Станция «Кропоткинская» Сокольнической линии А.Н. Душкин, Я.Г. Лихтенберг. Проект станции «Дворец Советов» («Кропоткинская»). 1934. Перронный зал. Перспектива Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва

До 1957 года станция «Кропоткинская» называлась «Дворцом Советов». По задумке авторов проекта, она должна была стать подземным вестибюлем Дворца Советов — грандиозного административного здания, которое планировали возвести на месте храма Христа Спасителя. Однако его строительство прервалось с началом войны, а позже котлован, вырытый под Дворец, превратился в бассейн «Москва».

Будущую «Кропоткинскую» архитектор Алексей Душкин проектировал как подземный дворец. В интерьере он попытался объединить стиль древнеегипетского храма Амона в Карнаке и советскую символику. Например, колонны станции, сделанные по образу и подобию колонн из египетского храма, венчали пятиконечные советские звезды. По легенде, ответственный за строительство метрополитена Лазарь Каганович, сподвижник Сталина, возмутился, узнав об этой параллели. Как писал сам Душкин, «последовало замечание и сомнение, не будет ли выражена идея деспотии, присущая династиям фараонов». На что архитектор ответил: «У них дворцы для фараонов, а у нас — для народа». В итоге высшее руководство идею «станции-дворца» поддержало, а Душкин позже получил за свой проект Сталинскую премию.

 А.Н. Душкин, Я.Г. Лихтенберг. Проект станции «Кропоткинская площадь» («Кропоткинская»). 1934. Наземный павильон. Перспектива

 А.Н. Душкин, Я.Г. Лихтенберг. Проект станции «Дворец Советов» («Кропоткинская»). 1934. Наземный павильон. Интерьер кассового зала и подземного перехода

 С.М. Кравец. Проект станции «Дворец Советов» («Кропоткинская»). 1934. Наземный павильон. Перспектива

Так во внутреннем вестибюле станции появились расширяющиеся кверху колонны с новаторской системой освещения. Мощные лампы вмонтировали прямо в столбы, за счет этого по всей платформе разливался мягкий свет. Поначалу на «Кропоткинской» даже установили кадки с живыми пальмами, как в настоящем египетском дворце, но растения под землей чувствовали себя неважно, и вскоре их убрали.

Вторая очередь строительства: 1935–1938 годы

Вторая очередь строительства метрополитена пришлась на период с 1935 по 1938 год. Возведение станций превратилось из гонки на время с минимальными ресурсами в плановую работу. В стране полным ходом шла индустриализация, и архитекторы могли использовать в своей работе больше разнообразных материалов. В том числе дорогостоящих — например, фарфор и даже золото. Поэтому станции, построенные в это время, были особенно богато украшены и декорированы.

Март 1938 года

Станция «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии
Станция «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии А.Н. Душкин. Проект станции «Площадь Революции». 1935. Перронный зал. Перспектива

Проект станции разрабатывал архитектор «Кропоткинской» Алексей Душкин, а для работы над интерьером пригласили известного ленинградского скульптора Матвея Манизера. Вместе с командой молодых мастеров Манизер создал 80 бронзовых скульптур советских солдат, рабочих, крестьян и матросов — по четыре фигуры для каждого из 20 арочных проемов вестибюля.

 А.Н. Душкин. Проект станции «Площадь Революции». 1935. Перронный зал. Перспектива со стороны боковой платформы

 А.Н. Душкин. Проект станции «Площадь Революции». 1937. Наземный павильон. Интерьер аванзала

Статуи для «Площади Революции» одобрил лично Иосиф Сталин. Душкин писал: «На эту станцию при открытии прибыл генеральный секретарь И.В. Сталин, одобрил, ходил быстро вокруг скульптур и говорил «как живые, как живые» с грузинским акцентом…» Правда, из-за расположения в арочных сводах бронзовые герои революции оказались в таких позах, что в народе шутили: «Весь советский народ или сидит, или стоит на коленях».

 Станция метро «Площадь Революции», Москва. Перронный зал. Скульптура «Матрос». 1952 год

 Станция метро «Площадь Революции», Москва. Перронный зал. Скульптура «Мать с ребенком»

 Станция метро «Площадь Революции», Москва. Перронный зал. Скульптура «Колхозница». 1952 год

 Станция метро «Площадь Революции», Москва. Перронный зал. Скульптура «Шахтер». 1952 год

 Станция метро «Площадь Революции», Москва. Перронный зал. Скульптура «Юноша с книгой». 1952 год

 Станция метро «Площадь Революции», Москва. Перронный зал. Скульптура «Футболист». 1952 год

 Станция метро «Площадь Революции», Москва. Перронный зал. Скульптура «Пионеры». 1952 год

 Станция метро «Площадь Революции», Москва. Перронный зал. Скульптура «Пограничник». 1952 год

 Станция метро «Площадь Революции». Перронный зал. Скульптура «Мужчина с ребенком». 1952 год

У некоторых статуй были реальные прототипы — например, для скульптуры революционного матроса позировал курсант Алексей Никитенко. Впоследствии он прошел войну, получил звание капитана военного корабля и стал Героем Советского Союза. Моделью для скульптуры студента стал Аркадий Гидрат — многократный чемпион Москвы и рекордсмен СССР по прыжкам в высоту. А в образе матроса-сигнальщика увековечили другого курсанта, Олимпия Рудакова. Позже, в 1953 году, он служил капитаном крейсера «Свердлов», который пригласили принять участие в торжественном военно-морском параде в честь коронации британской королевы Елизаветы II в городе Портсмуте. Во время церемонии Рудаков преподнес монаршей особе горностаевую мантию, памятный подарок от правительства СССР, и даже танцевал с Елизаветой вальс.

В 1947 году открылся восточный наземный вестибюль станции, и для образовавшегося проема четыре скульптуры, а также барельеф с изображением Ленина и Сталина пришлось убрать.

Сентябрь 1938 года

Станция «Маяковская» Замоскворецкой линии
Станция «Маяковская» Замоскворецкой линии А.Н. Душкин. Проект станции «Маяковская». 1936. Перронный зал. Перспектива

Станцию «Маяковская» по проекту архитектора Самуила Кравеца планировали оформить в стиле итальянского Ренессанса — с колоннадой и продольными аркадами. Но в самом начале строительства инженеры поняли, что не учли сложных геологических условий. Для изменения проекта пригласили проверенного архитектора метро — Алексея Душкина. Он решил использовать прочные стальные конструкции, и «Маяковская» стала первой станцией глубокого заложения колонного типа. Ее строили на глубине более 20 метров и бурили, не вскрывая грунт сверху — закрытым способом. А стиль итогового оформления платформы назвали сталинской неоклассикой.

 А.Н. Душкин. Проект станции «Маяковская». 1935−1937. Эскизы плафонов

 А.Н. Душкин. Проект станции «Маяковская». 1935−1937. Эскизы плафонов

 А.Н. Душкин. Проект станции «Маяковская». 1936. Перронный зал. Поперечный разрез

Сводчатую конструкцию станции можно было украсить только мозаикой: барельефы были бы для нее слишком тяжелыми. Известный мозаичист Владимир Фролов посоветовал Душкину обратиться к Александру Дейнеке — художнику, чье творчество в конце 1930-х годов стало невероятно популярно и в СССР, и за рубежом. Именно Дейнека нарисовал эскизы для 35 мозаик (одну пришлось убрать при строительстве), объединенных названием «Сутки советского неба». На них художник изобразил то, что москвичи могли увидеть, подняв взгляд к небу: самолеты, Спасскую башню, парашютистов — и даже прыгуна с шестом.

 Станция метро «Маяковская», Москва. Перронный зал. 1954 год

 Станция метро «Маяковская», Москва. Перронный зал. Плафон с мозаикой Александра Дейнеки. 1938 год

«Архитектор размельчил купола и запроектировал их слишком глубокими, с двойным куполом, благодаря чему мозаики, скрытые первым куполом, прячутся от зрителя. Масштабы каждой из них малы для высоты, на которой они висят. Смотреть их можно только почти в зенит. Большая непоправимая ошибка. Количество мозаик огромно — тридцать пять. Неудобный просмотр сам по себе, да еще такое количество, — естественно, все это утомляет зрителя».

В отличие от художника, Владимиру Фролову результат понравился:

«…мозаика в подземных сооружениях после многовекового перерыва (в ранние времена христианства она служила украшением катакомб) используется впервые. Такого опыта не было не только у нас, но и за пределами Союза… Мозаика перекликается с благородным блеском нержавеющей стали и переливами драгоценного камня «орлеца», впервые примененных, как и мозаика, в отделке станций метро».

Читать далее:

https://homsk.com/margo/iskusstvo-moskovskogo-metro-shedevry-arhitektury-i-skulptury-v-stolichnoy-podzemke

 


67 элементов 2,044 сек.