22.11.2024

Взгляды Друзья потеряны, – и, похоже, навсегда

Нет, никто не умер, слава Богу. Просто поговорили. Приезжали  в Нью-Йорк на днях люди из Питера. Не виделись много лет. В юности вместе ругали советскую власть, рассказывали анекдоты про Брежнева, слушали записи Галича и Кима, читали "Архипелаг ГУЛАГ", "Москва – Петушки" и "Верный Руслан"… Почитывали и обсуждали Ошо и Кастанеду. В общем, как бы, свои люди.

       В интересах конфиденциальности, не буду называть их имена, фамилии, пол, национальность, религиозную принадлежность, семейное положение и
сексуальную   ориентацию. Одно скажу: оба – профессиональные клинические
психологи, психотерапевты; не инженеры даже, а конструкторы, строители,
монтажники и   "починщики" человеческих душ.

        Сидим в ресторане, вспоминаем юность, общих друзей, истории из личной жизни… И я замечаю, что они всё время пытаются перевести разговор в политическое русло, узнать, что "мы, американцы" думаем и знаем о России.

        Чувствуя заранее, что наши позиции разойдутся, ухожу от этой скользкой темы, – но меня постепенно, исподволь туда возвращают. И вот мне начинают доказывать, что "хоть они и не очень любят Путина", но Россия была права, захватив Крым, – и в этом вина Америки, которая стремилась нарушить баланс мировых сил. Также сообщают, что НАТО уже давно угрожает России, всё приближая и приближая свои базы к российским границам, и что установка американских систем ПРО недалеко от России является прямым актом агрессии.
Хотят от меня, чтобы я допустил, что в том, что сейчас делает Россия с Украиной, есть большая часть вины Америки и Европы. Когда я пытаюсь объяснить, что соотношение тут примерно такое же, как если бы хозяину, не убравшему за своей собакой перед моим домом, я бы выстрелил в лоб и убил наповал, меня просто не слышат. Что чужое брать нехорошо, они явно забыли,
– главное, что жители Крыма очень хотели в Россию, и теперь необычайно счастливы. Когда я напрямую спросил, как они могут оправдать нарушение Россией международных соглашений и собственных обязательств, я слышу в ответ проникновенное,  психотерапевтическое: "Сожми в кулак левую руку."
Думая, что ослышался, продолжаю логическую линию разговора. Меня тогда, уже более настойчиво, убедительно попросили сжать левую руку. Пришлось сжать.
Далее было сказано: "А теперь почувствуй, как весь твой организм, включая правую руку, отреагировал на сжатие левой."

        Потом мне гипнотическим голосом объяснили, что весь мир – это единый организм, а Украина и Россия – уже почти тысячу лет близки, как левая и правая рука, и одна рука не может совершать серьёзные действия, не считаясь с другой. "Шизофрения", – подумал я… Когда же я услышал, что оппозиция в России бездарна, продажна и коррумпирована, что Каспаров – жулик, который должен сидеть в тюрьме, что Немцова убили его бывшие подельники по экономическим махинациям, что только сильная власть может удержать Россию на плаву, а любая альтернатива Путину будет гораздо хуже, что Америке и Европе бояться России совершенно не нужно, что Путин совсем не хочет конфронтации ("ну просто голубь мира какой-то!" – это я уже от себя добавил), – в голове у меня закружилось, как у того самого чижика-пыжика. Я уточнил, не для того ли, чтобы подтвердить миролюбивость России, орденоносный ведущий программы центрального росийского телевидения обещает превратить Америку в радиоактивную пустыню? Ответом мне было: "А у нас телевизор никто не смотрит, у всех интернет есть." То есть, в беседе постоянно производилась какая-то феерическая  подмена понятий, откровенная ложь смешивалась с полуправдой, а ход мыслей всё больше и больше напоминал психотический процесс…

После этого меня уже ничто в нашем разговоре не удивляло, – ни утверждение, что в Украине воюют не регулярные российские войска, а добровольцы, ни сообщение, что Россия не могла не отреагировать, поскольку Украина собиралась разместить на своей территории американские военные базы.
Двоемыслие, смешанное с нарушением логического мышления. Не удивила меня и ироническая реплика одного из собеседников, рассказывавшего о своём визите в Израиль (а надо заметить, что этот человек, как когда-то говорили в Союзе, "является лицом еврейской национальности"), – так вот, было сказано что "Израиль – замечательная страна, одна только проблема: вокруг слишком  много евреев"…

        Последней каплей было то, что они опять вернулись к философским утверждениям, что всё в мире подчиняется многосторонним причинно-следственным связям, что все события, включая аннексию Крыма и войну на Донбассе, случаются вследствие исторических закономерностей, и что "нет ни правых, ни виноватых". Когда же я попросил перевести их постулат на историю Холокоста, например, – то в ответ было сказано, что жертвы тоже внесли свою лепту в происходящее, ибо безропотно и покорно шли на смерть.

Тут я не выдержал, выскочил на улицу охладиться, – и понял, что если разговор продолжится, – то закончится он матом и ломанием мебели.

        Остальные 15 минут мы провели в затяжном молчании, прерываемом редкими натужными репликами.  Потом разъехались в разные стороны, – видимо, навсегда…

Теперь мне опять не даёт покоя вопрос, – что же случилось с российскими мозгами, причём не самыми глупыми? Неужели вирус пропаганды настолько силён, что он подчиняет себе даже психические процессы более высоких уровней?

Слава Богу, что в России, в Русской культуре есть ещё такие люди, как Андрей Макаревич, Юлий Ким, Дмитрий Быков, Эльдар Рязанов, Олег Басилашвили и Михаил Жванецкий, Борис Акунин, Орлуша и Игорь Иртеньев, Виктор Шендерович, Лия Ахеджакова, Виктор Ерофеев и многие, многие другие, – дорогие мои 16 процентов! Они сохраняют ясный ум и чистую совесть. Я счастлив звучать с ними в унисон, их существование внушает надежду, что не все ещё потеряно для такой великой страны, какой когда-то была Россия.

 d-r Emanuel Libin 


67 элементов 1,141 сек.