22.11.2024

Путин. Россия: удавка затягивается


Еще недавно Владимира Путина восхваляли за то, что он спас российскую экономику от катастрофы. Многие даже утверждали, что не следует обращать внимания на его репрессивные действия, поскольку путинская экономическая политика великолепна и очень важна для страны (такие же доводы звучали в первые годы правления Гитлера). Но сегодня российская экономика превратилась в дымящиеся руины, и апологетам Путина просто негде спрятаться.

 

На прошлой неделе Венский институт экономических исследований (Vienna Institute for Economic Studies) сообщил, что объем прямых иностранных инвестиций в Россию сократится на шокирующие 50 процентов по сравнению с 2013 годом, когда он тоже был весьма невелик. Таким образом, Россия превратилась в самую непривлекательную экономику во всей Восточной Европе, серьезно отстав от других стран. Венский институт полагает, что главной причиной столь катастрофических потерь стала агрессия Путина на Украине, которая будет иметь пагубные последствия для экономического роста не только в России, но и во всей Восточной Европе, еще больше отдалив от Москвы ее соседей.

Кроме того, на прошлой неделе международный банковский гигант HSBC сообщил, что в мае сокращающийся российский сектор услуг достиг самых быстрых темпов спада за последние пять лет. Индекс деловой активности в мае понизился до 46,1, в то время как в апреле он составлял 46,8. Значения этого индекса свыше 50 означают рост, а ниже — спад.

 

Столь мощное экономическое давление заставило правительство потратить огромную часть своих валютных резервов в целях защиты рубля и котировок акций. В этом году из российской казны уже утекло свыше 40 миллиардов долларов драгоценных резервов, и это "кровотечение" во второй половине года будет только усиливаться. Если считать потери иностранных инвестиций и потери валютных запасов, то до конца года Россия может получить чудовищный удар в размере 200 миллиардов долларов.

Но защита рубля и фондового рынка — это только верхушка айсберга проблем, связанных с государственными расходами. Режим Путина уже открыто признает, что банковский и энергетический секторы экономики нуждаются в серьезной рекапитализации со стороны государства, чтобы избежать краха. Российской государственной газовой монополии «Газпром», например, нужно более 50 миллиардов долларов капитала только на финансирование инфраструктуры, необходимой для выполнения обязательств по поставке газа в Китай в рамках заключенного недавно контракта.

 

Падающий рубль, рынок акций, цифры роста ВВП — все это напоминает о тех сокрушительных потерях, которые понесла Россия во время мирового финансового кризиса шесть лет тому назад. Однако один высокопоставленный банкир из российского государственного банка заявил Reuters: «Этот кризис намного серьезнее, чем в 2008 году. В то время все находились в одной лодке. Сейчас только Россия, и все хотят потопить ее, решая собственные проблемы. Это будет очень трудный год».

И все дело в том, что путинская агрессия на Украине привела к введению масштабных международных санкций, которые уже проносятся по российской экономике подобно урагану. Попытки Путина отреагировать на эти санкции (скажем, создание торговой организации с участием Белоруссии и Казахстана) были бы просто смешными, если бы не сигнализировали о безнадежном дрейфе по воле волн лидера, который оказался в такой же изоляции, как и его советские предшественники.

 

Economist подводит итог той безнадежной ситуации, в которую Путин загнал Россию:

Недостаток стратегии Путина состоит в том, что он, позволив своим внутренним страхам управлять его политикой на Украине, вызвал как раз то, чего надеялся избежать. Он потерял Украину как союзника и потенциального партнера по Евразийскому союзу, а НАТО укрепляет свою военную составляющую и оборону. Призрак натовских сил на российских границах в Польше и странах Балтии превратился в реальность из-за путинских действий на Украине. А борясь за сохранение своего суверенитета и экономического влияния на Европу и Запад, Россия рискует попасть в новую зависимость от Китая.

 

Но и это еще не все. Путин определенно создал прецедент сепаратизма в стране, где немало откалывающихся от нее регионов. Весь кавказский регион бурлит от сепаратистского насилия. А изолированная Калининградская область, окруженная странами, напуганными Путиным, сейчас начнет чувствовать острую боль, облегчить которую Путин не в силах.

Китай — это жестокий партнер, и отдать ему предпочтение вместо Европы может только сумасшедший. Но Путин готов утянуть Россию в еще более глубокую пучину. Он открыто флиртует с государствами-изгоями типа Северной Кореи и с фашистскими экстремистами Европы. Поэтому Россия становится чем-то похожа на Иран, но с ядерными когтями, готовая совершать многочисленные акты международного терроризма, бросаясь на демократические страны, которые ее с презрением отвергают.

 

На одной весьма многозначительной карикатуре показан Путин без рубашки, направляющийся в позолоченный частный клуб. В одной руке он держит большую дубину, а другой тащит по полу за волосы женщину. Женщина — это Украина, а клуб — G-8. Путина останавливают у двери и говорят, что его внешний вид не соответствует правилам клуба.

Ирония просто осязаема. Путин только что потратил 50 миллиардов долларов на проведение зимней Олимпиады с единственной целью доказать всему миру, что Россия — это превосходное и цивилизованное государство, к голосу которого следует прислушиваться и относиться с уважением. Но когда его танки вошли на Украину, все годы работы были брошены в огонь. Сейчас Путин – очень одинокий человек, и ему приходится полагаться на государственные репрессии в попытке скрыть свои экономические неудачи от сограждан. Эта же провальная тактика привела к развалу СССР.

Ким Зигфелд

Автор: Ким Зигфелд источник


67 элементов 1,093 сек.