22.11.2024

Гробницы понтийских царей в Амасье


В Амасье сохранилось множество вырубленных в скалах сооружений, видимо, именно эти творения повлияли на народное эпическое творчество, которое стало приписывать их всех без исключения деятельности легендарного богатыря Фархада.
Наиболее впечатляющие скальные объекты в Амасье – это гробницы понтийских царей, вырубленные над рекой Иридой, ныне Ешильырмак. С них мы начнем знакомство с этим древним городом…

Сама город Амасья появился так давно, что об этом никто ничего не знает. Как всегда здесь можно писать про хеттов, фригийцев, персов, греков – всех, кто когда-либо тут бывал. Также именно здесь, по мнению греческих авторов, проживали легендарные амазонки, собственно, сам топоним Амасья происходит явно от них. Где-то рядом с Амасьей располагалась столица амазонок город Фемискира. Отсюда амазонки совершали свои набеги на города греков и даже почему-то основали несколько из них, например, знаменитый Эфес.

Амасья была родиной известного греческого историка и географа Страбона, но с сожалению, в своих трудах он очень мало описывал свой родной город. В 281 году до н.э Амасья стала столицей Понтийского царства основанного Митридатом I Ктистом. Можно предположить, что бурная строительная деятельность началась здесь именно в правление понтийских царей.

Город имел чрезвычайно укрепленный акрополь на вершине горы Харсена. Она так высока, что я даже не решился туда подняться, в крепость на горе можно попасть только на такси, с северной стороны туда подходит дорога. Несомненно акрополь Амасьи может быть интересен, но нынешняя реставрация крепости меня откровенно отпугнула, к сожалению, выглядят руины там откровенным новоделом. Хотя крепость славится своими многочисленными подземными ходами, цистернами выдолбленными в толще горы. Не забываем, что в здешних местах крушил скалы сам Фархад, поэтому следов его трудовой деятельности должно быть много, но их нужно искать. Амасья чрезвычайно плохо изучена и еще хуже описана в путеводителях, в сущности, о древней истории города почти ничего неизвестно.

Зато на южном склоне горы акрополя сохранились монументальные скальные гробницы царей Понта, хорошо заметные отовсюду. Считается, что всего в долине, где лежит Амасья, сохранилось более 20 скальных гробниц, хотя на склоне горы видны только 5. Эти пять гробниц находятся в укрепленной зоне нижней крепости Амасьи, кроме акрополя на вершине здесь есть еще один на южном отроге горы Харсена. Эта крепость называется Девичьим дворцом (Кызлар сараи).

Происхождение этого названия неизвестно, иногда выдвигаются теории о том, что там мог располагаться гарем турецких султанов. Кстати, Амасья в османское время считалась интеллектуальной столицей империи и здесь обучались шехзаде – будущие наследники престола. Поэтому гаремов в городе и правда было много, но вот только непонятно, зачем их нужно было держать в таком неудобном месте. О существовании в крепости дворца в османское время хорошо известно, сейчас от него сохранились лишь руины нескольких хаммамов – банных комплексов.

Но, нижний акрополь существовал в Амасье еще во времена понтийских царей. Возможно "женское" название крепости происходит от каких-то культовых сооружений древности посвященных богине Кибеле, весьма популярной в Малой Азии.

Сами гробницы царей Понта несомненно продолжают древнюю традицию фасадных монументов в Малой Азии, о которой я писал совсем недавно. Понтийские правители имели родство с ахеменидскими царями – создателями Персидской империи. В связи с этим, логично думать, что погребальные обряды Понта мало отличались от персидских. В сущности, понтийские монументы – это малоазийский вариант знаменитых скальных персидских гробниц из Накш-и Рустам.

Считается, что две гробницы, которые слева, возвели цари Митридат III и Фарнак I, а три, что справа, принадлежат Митридату I, Митридату II и Ариобарзану.

Стены турецкой крепости.

Этот большой бастион сохранил еще античную кладку. Сейчас там, наверху, располагается кафе с очень красивыми видами вокруг.

Три наиболее доступные понтийские гробницы. Их фасады частично обвалились, но все равно объем выполненных работ поражает. Как видно, вырубались не только сами гробницы, но ровнялась вся плоскость скалы вокруг них.

Гробницы царей Понта конструктивно отличаются от всех остальных скальных монументов в Малой Азии (ликийских, фригийских и т.д.) Они имеют внешние стены, т.е. это отдельно стоящие сооружения, вырубленные внутри горной породы. В Ликии, например, вырубали только красивый фасад. Здесь же при желании, можно обойти погребальную камеру вокруг. Правда, не все мавзолеи были закончены, многие из них так и не успели полностью отделить от скалы, особенно сзади.

К сожалению, у самих гробниц не было опознавательных табличек, поэтому сложно определить, кому из царей Понта принадлежит та или иная гробница. Вроде бы эти мавзолеи несут на себе какие-то древние надписи, по которым устанавливалась их принадлежность, но я снаружи ничего не нашел, попасть же внутрь камер нельзя.
Эта гробница скорее всего принадлежит Фарнаку I, она одна из самых крупных.

Внутри мавзолея находится небольшая камера со скругленным потолком.

До сих пор нет внятного ответа на вопрос о том, что, собственно, из себя представлял погребальный обряд не только в Понтийском царстве, но и в самой Персии. Ведь, уже ахеменидские цари чтили зороастрийского бога Ахурамазду, т.е. они должны были по заповедям Заратуштры скармливать тела своих покойников птицам или собакам. Но по факту это было не совсем так. Геродот писал:

"…труп умершего перса погребается не ранее, как его разорвет птица или собака. Что так поступают маги, я знаю доподлинно, потому что они делают это открыто. Персы покрывают труп воском и затем хоронят в земле"

Т.е. каких-то мертвецов в Персии, действительно, скармливали животным, но далеко не всех, элитных видимо подвергали бальзамированию. Хорошо известен по античным источникам факт длительной сохранности тела Кира – основателя Персидской империи.

Вполне возможно, что тела царей Понта "обрабатывались" птицами именно внутри их погребальных камер. Они ведь имеют большие окна, через которые в эти комнатки могли залетать какие-то падальщики, если входы не закрывались. Доступ в камеры для людей был ограничен высоким расположением этих окон, т.е. сами склепы, скорее всего, не посещались родственниками покойных. И они конечно чрезвычайно аскетичны, внутри, на полу гробницы, мы видим, какое-то углубление, но нет следов саркофагов и какого-либо убранства, например, в греческих и римских мавзолеях могли присутствовать специальные ложа для тел, в понтийских гробницах ничего подобного нет.

Проходы вокруг погребальных камер сейчас закрыты решетками, но просматриваются они хорошо. Видно, что эта камера не была закончена до конца, стенки остались необработанными. Хотя, в этом некрополе есть пример склепа с полностью отшлифованными боками.

Лицевой фасад самой крайней гробницы испещрен какими-то выбоинами. Сложно представить, что это следы строительных лесов. Как правило, такую методику применяли для того, что бы наносить штукатурку на гладкую поверхность.

Две гробницы соединены между собой вырубленным в скале коридором. Следы строительных лесов на поверхности горы здесь уже вполне различимы.

Внизу, отверстия для очень мощных бревен, выше, они несколько меньше.

Справа, мы видим остатки недостроенного фасада гробницы, а слева, какие-то прорезы в скальной поверхности, для чего они, непонятно, но хорошо заметно, что скалу специально обрабатывали, пытаясь сделать ее более гладкой. Подобная сглаженная поверхность вокруг гробниц делала их более выразительными.

Коридор вырубленный в скале.

Панорама Амасьи. Исламская архитектура этого города заслуживает отдельного поста.

Теперь осмотрим три гробницы с другой стороны скального некрополя. Они в сущности все похожи, но эти три монумента несколько лучше проработаны.

Видно, что стены и ступени лучше отшлифовали, окно имеет дополнительное монументальное украшение.

Последняя в ряду гробница, дальше проход закрыт решеткой. Пишут, что вроде бы где-то там рядом есть подземный ход ведущий к реке.

Крайняя погребальная камера демонстрирует то, как склепы понтийских царей должны были выглядеть по конечному замыслу их создателей. Стены этого мавзолея хорошо отшлифованы, также как и стены самого коридора вокруг.

В целом сооружение напоминает огромный египетский саркофаг. У него ровные стенки и закругленная крыша.

Так выглядит лицевой фасад этого "саркофага".

Если стоять лицом к горе, то справа, можно заметить следы еще одного коридора, правда, недостроенного.

Еще одна гробница, она находится вне стен Девичьей крепости. Слева, уже современный проход сквозь гору.

Судя по фасаду, она более поздняя, возможно даже уже римского времени.

Остатки османских бань. В исламской архитектуре баня (хаммам) почти всегда очень прочное и долговечное сооружение. Поэтому от старых разрушенных городов часто только одни бани и оставались. Так и здесь, в крепости я нашел руины только двух бань, больше внутри стен построек не сохранилось.

Общий вид археологических раскопов внутри нижнего акрополя Амасьи.

Еще две небольшие гробницы на другой стороне реки. Как я писал выше, гробниц в Амасье много, но кучно расположены только 5, все остальные нужно искать по городу.

Конструктивно эти гробницы отличаются от царских, что на горе акрополя. Может быть это даже один склеп с двумя окнами-проходами. Я бы предположил, что верхняя полость в скале – это попытка создать изначально большую гробницу, потом по неизвестным причинам работы были остановлены, и в скале вырубили пару маленьких.

Посмотрим еще раз на стену Девичьего дворца.

Ночью акрополь и дома у реки подсвечиваются, правда, каким-то безумном образом, цвета подсветки постоянно меняются, все сооружения становятся то красными, то зелеными, то желтыми.

/КР:/
Счастливые люди, которые могут путешествовать…/


67 элементов 1,210 сек.