22.11.2024

Очерки Сикстинская Капелла


"Адажио" Томазо Альбинони 

Но сначала немного лирики, истории и интриги… dwarfЛюди питали пристрастие к карликовым государствам еще с глубокой древности.

Древний Шумер, Финикия, Древняя Греция стремились при случае обзавестись максимальным количеством государств минимального размера. Им противостояли великие завоеватели прошлого, которые ненавидели карликовые государства и стремились их уничтожить, объединив в гигантские империи. В Средние века целые стада микрогосударств мирно паслись на территории Германии и Италии, пока Наполеон и Бисмарк не занялись их планомерным отстрелом. Хорошо, что Ватикан, как государство, возник намного позже.

Итак, Ватикан – страна площадью со средний микрорайон и населением меньше тысячи человек.

Особенное место. Такая маленькая площадь у этого, так сказать, государства, и все очень красиво. Но хорошего понемногу – побродил 15 минут и не заметил, как всю страну прошел…

Per se Ватикан Микрорайон Рима, как город-государство суверенитетом не обладает, и все официальные внешние сношения производятся от лица Святого Престола – верхушки католической церкви. Другими словами, Ватикан – это лишь территория, которая для спокойного и безбедного житья верхушки католической церкви была выделена стараниями старика нашего Муссолини. Так сказать, страна-столица в столице страны.

Единоличным правителем Ватикана является Папа Римский. Считается, что за изгнание Тёмного Императора Гая Юрия Цезаря из Рима в 404 году Папа был вознаграждён ключами от Рая и от Госбюджета 167 стран мира. Поэтому он постоянно окружён почтением и всеобщей любовью. Однако апостол Пётр прямо утверждает, что ключ и все дубликаты к нему находятся у него на руках, а ключ Папы – не что иное, как Золотой ключик Буратино, мастерски исполненный китайскими умельцами.

Каждое утро у стен Ватикана собираются, мягко говоря, толпы туристов, которые жаждут попасть в ватиканские музеи. Ворота в музеи Ватикана открываются в 9:00, так что если вы встали в очередь за два квартала от входа, не пугайтесь, как только вход откроют — за 20 минут внутрь попасть удастся. Там у вас обязательно конфискуют холодное, огнестрельное, газовое, пневматическое и иное оружие. Взрывчатку, кислоту и т.п. тоже брать с собой не стоит – отберут после проверки сумки в рентгеновском аппарате (кстати, основной затор на входе как раз из-за него). Дозорных на башнях больше не держат, обходятся камерами наблюдения. Все-таки не в средневековье живут, хоть и признали, что Земля вертится вокруг солнца только в 1992 году. Только в 1992 году признали таки, что Земля круглая, а теперь Христос ещё и микроблогер! Глава папского совета по культуре архиепископ Джанфранко Равази 25 сентября с.г. назвал Иисуса Христа первым в истории микроблогером. По словам Равази, Христос стал использовать короткие фразы, содержащие меньше 45 символов, задолго до того, как появился сервис микроблогов Twitter и само слово «твит». В качестве примера архиепископ привел заповедь Христа «Любите друг друга».

Кстати, Ватикан объявил о готовности встретить инопланетян с теплом и крестить пришельцев по их собственному желанию, сообщает The Telegraph. Об этом заявил главный астроном Папы Римского доктор Гай Консольманьо… Нам что-то недоговаривают? Инопланетяне уже здесь? А ведь эти люди когда-то сжигали за мысль, что земля – круглая и вертится…. Интересно, они не подумали о том, что цивилизация, способная преодолеть межзвёздное пространство, сама может "покрестить" их не напрягаясь? По их же собственному желанию…

Ватикан – государство религиозное. А там, где религия, там и паперть с просящими. В общем, тихие, спокойные.

Когда вы выйдите во Двор Пинии, что переводится, как Двор сосновой шишки, в первую очередь увидите огромную бронзовую шишку и побежите с ней фоткаться. Ну, если не вы, то кто-то обязательно попросит вас "сфоткать меня, только так, чтобы шишку видно было".

Древность шишки во дворе шишки разбавляет представитель современного искусства. Золотой шар, который создал итальянский скульптор со смешной фамилией Арнольдо Помодоро, мне понравился. Это вам не какой-то там, Джефф Кунс.

Начинается Ватикан с великолепного и потрясающего Собора Святого Петра. О нем я уже рассказал в двух предыдущих частях. Скажу только – Прикоснись к ноге Святого Петра и будь счастлив! А мы идем дальше…

Весь музейный комплекс Ватикана – 1400 залов, 50 тысяч объектов и, говорят, чтобы осмотреть все представленные экспонаты, нужно пройти почти семь километров. А еще здесь есть библиотека, где среди огромного количества бесценных рукописей хранятся старинные рукописные тексты Вергилия, Цицерона, а также авторские рукописи и записки Фомы Аквинского, Петрарки, Микеланджело, Рафаэля и других известных деятелей эпох Средневековья и Возрождения.

На заметку: Ватиканские музеи, видимо, проектировали хорошие мерчендайзеры: чтобы добраться до Сикстинской капеллы, вам придется пройти с десяток очень интересных и красивых залов. Но беда в том, что, подойдя к капелле, у вас уже не останется задора на самое интересное и вкусное. В общем, берегите силы – Ватикан, как и любой другой музей, лучше поглощать маленькими порциями, откусывая в первую очередь самые вкусные куски.

Прекраснее сокровищ Ватикана и чудеснее Сикстинской капеллы может быть, например, обаяние Хью Джекмана, задница Мела Гибсона или Буффон, стоящий в воротах. Но кто из счастливцев чувствовал это обаяние, видел эту задницу лично или фотографировался на фоне настоящего Буффона? Вот то-то и оно!

А в наличие Ватиканских музеев и шедевров Микеланджело и, в частности, его Сикстинской капеллы вполне можно поверить. Нужно только прилететь в Рим. Для меня капелла – явление особое, равно как и отдельные другие произведения искусства в Ватикане. Нежнее и ярче красок для меня не существует. Я не понимаю, как можно было получить такие оттенки. Это нельзя рассказать. Это нужно обязательно видеть.

Просто так в капеллу не попадешь. Нужно долго подниматься и спускаться по разным лестницам, попутно осматривая кучу шедевров других мастеров.

А посмотреть и восхититься есть чем! Там есть сногсшибательный коридор. В первый раз у меня случился столбняк.

Картины на потолке можно рассматривать бесконечно.

И там тоже – нежные и светлые краски.

И, наконец, вуаля! Она! Капелла! Кстати, фотографировать в ней запрещено. Да! Совсем! Толпы людей выплескиваются в капеллу, застывают на несколько минуточек, и утекают, давая места новым и новым жаждущим прекрасного. В общем, фотографировать нельзя. Но! Международная мудрость гласит: если нельзя, но очень хочется, то можно. Ну, все знают…

Ну, так вот – главное, дождаться, чтобы какой-нибудь самый смелый туристас не сможет с собой совладать и украдкой, прикрываясь другими туристами, начнет вытаскивать из своих недр фотоаппарат. Туристас делает незасимый и равнодушный вид. Он отдельно. Его фотег отдельно. Они друг с другом не знакомы. И, вообще, ему его подбросили.Он незаметно, как он думает, оглядывается, как заправский шпион. И потихоньку поднимает руки с фотегом.

И быстренько делает первый кадр. Радостно моргает. Его никто не засек. И уже смелее делает другой. Другой туристас сечёт ситуацию. Раз кому-то можно и его не выгнали, значит, и ему повезет. И вот уже второй, третий, пятый туристасы выколупывают фотеги из потайных мест и щелкают затворами. Вновь поступающие люди уже совершенно резонно думают, что фотографировать можно, и нажимают на кнопки совершенно ничего не опасаясь. Наглые люди! В общем, вся толпа весело и разнузданно фоткают шедевр Микеланджело.

Если брать только капеллу эту, то там народу – как в автобусе в час пик, где порой и шагу не удаётся ступить, чтобы не встать на чью-нибудь ногу. И вообще, почти во всех залах музея Ватикана так. Толчея с утра до закрытия и любезное: "проходите, проходите – чо встали, уроды!"

Причем на всех языках мира одновременно. Хорошо то, что мне удалось найти свободное местечко на одной из скамеек и сесть, хотя по правде, следовало бы лечь, поскольку не так болела бы шея и была бы какая-никакая, а возможность рассмотреть бессмертные творения Микеланджело надлежащим образом.

Расписывать потолок капеллы был приглашен Микеланджело по совету Браманте и Рафаэля, которые надеялись на то, что флорентийскому мастеру скульптуры не удастся живописная работа и его провал позволит им вновь возвыситься при папском дворе. Четыре года с 1508 по 1512 , лежа на спине под потолком, Буонаротти создавал свой шедевр. Он добился от папы разрешения писать на потолке все, что ему подскажет его неудержимая фантазия: он решил украсить весь потолок фресками на библейские сюжеты. К сожалению, Ватиканские музеи зачастую напоминают московское метро в часы пик.

С удивительной смелостью, нарушая привычные традиции, изображает Микеланджело панораму Страшного Суда: муки неправедно живших, все орудия страстей Иисуса Христа, Богоматерь, которая, плотно завернушись в плащ, слышит и видит весь этот ужас. Им художник занимался семь лет в одиночку, и, надо думать, был очень доволен, когда в 1541 году завершил этот титанический труд, вызвавший не только восхищение современников, но и массу споров. Особенно усердствовал в нападках один кардинал, упиравший на возмутительное присутствие в ряде сцен обнажённой натуры – неслыханное по тем временам дело. Победа всё-таки осталась за художником, чью сторону принял сам папа, молвивший, по слухам, что-то вроде: "Была бы речь о другом месте, и я бы вмешался, а в аду у меня связей нет…" Вдобавок, Микеланджело в отместку изобразил одного из своих критиков на фреске в довольно неприглядном виде.

"И сотворил Бог человека по образу Своему" (Библия. Бытие.1:27)

«Сотворение Адама» – одна из самых сильных композиций росписи Сикстинской капеллы. В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей красной туникой. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук.

Рука Бога дает импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.

Изгнание из рая. Адам очень упитанный. Счастливая семейная жизнь многих расхолаживает!

Картины объемны… Ощущение, что ноги свешиваются над головами туристов, настолько реалистичны их владельцы.


67 элементов 1,181 сек.