И сегодня раввинов по-прежнему избирают во многих общинах стран Америки и Западной Европы, в том числе в ортодоксальных. Между раввином и общиной подписывается контракт, в котором оговариваются обязанности религиозного лидера, его права и условия работы.
Совсем по-другому обстоят дела в Государстве Израиль.
Здесь назначение раввинов не имеет ничего общего с демократией. Главного раввина избирает коллегия выборщиков, состоящая из представителей религиозных организаций и институтов, а также муниципальных политиков.
Процентный вес женщин совершенно ничтожен, притом что они составляют половину населения. Система полностью доказала свою неэффективность, к примеру на последних выборах главного раввина Иерусалима сторонам в течение нескольких месяцев не только не удалось избрать кандидата, но даже прийти к согласию относительно состава совета выборщиков.
Логическое обоснование создания столь запутанной и недемократичной системы выборов состояло в том, что религиозный авторитет в идеале не должен зависеть от прихоти рядовых членов общины, но лишь от воли небес. Тогда его взгляды и решения будут искренними и нелицеприятными.
Однако эти добрые намерения привели к прямо противоположным результатам.
Сегодня главные раввины городов назначаются раз и навсегда (как минимум до 75 лет). Они независимы от местных общин, не переизбираются повторно, никому не отчитываются о своей деятельности даже Главному раввинату. Некоторые вообще придерживаются антисионистских взглядов, получая при этом от государства солидную пожизненную зарплату и все социальные условия. Сместить их с должности практически невозможно. Они же, в свою очередь, назначают раввинов районов и отдельных синагог, расположенных на их территории, часто без учета особенностей местной общины.
К примеру, главный ашкеназский раввин города Кфар-Сабы, где я живу, несколько лет страдал деменцией и тем не менее продолжал занимать свою должность, получая зарплату. Главный сефардский раввин, несмотря на то что закон ограничил срок службы 75 годами, оставался на своем посту фактически до самой смерти в возрасте 92 лет. При этом он постоянно проживал в Иерусалиме, в Кфар-Сабе бывая крайне редко. И вот уже полтора года в нашем городе вообще нет главных раввинов, но ничего – живем!
Кстати, родной брат нашего сефардского раввина в течение 63 (!) лет служил главным раввином Нетании. Их родной племянник Мордехай Элияху десять лет занимал пост главного раввина Израиля, его сын Шмуэль Элияху – главный раввин Цфата, а внук Амихай Элияху – министр (еврейского) наследия от партии «Оцма йехудит». Вы спросите, к чему все эти династические списки? К тому, что Главный раввинат давно превратился в семейный бизнес. Нынешний главный ашкеназский раввин Давид Лау – сын бывшего главного раввина и главный сефардский раввин – тоже сын бывшего главного раввина. А на очередных выборах, ожидаемых 1 августа, за высокий пост поборются его родной брат Давид Йосеф и родной брат главы партии ШАС Йехуда Дери. В общем, все остается в семье.
Кандидатуру главного ашкеназского раввина религиозные политики тоже согласовали между собой без участия широкой публики.
Единственный выход из ситуации – полностью изменить законодательство, демократизировав процесс назначения главных раввинов.
Если раввины будут избираться жителями, то вряд ли найдется много мест, за исключением, может быть, Бней-Брака и еще нескольких ультраортодоксальных городков, в которых население согласится принять религиозного лидера с антисионистскими взглядами. Если раввины будут периодически переизбираться и держать отчет перед гражданами, они, возможно, станут действовать в интересах своей общины, а не назначившего их религиозного истеблишмента, как это происходит сегодня.
К сожалению, светское население, как правило, равнодушно относится к происходящему в стенах раввината, но ведь многим приходится обращаться туда хотя бы несколько раз в жизни. Какое отношение к себе мы там испытаем, зависит и от того, кто в нем будет заседать.
Раввин Григорий Котляр – специально для «Деталей». Фото: Эяль Варшавский (творческая группа «Боу-Боу») √
Об авторе: Григорий Котляр, раввин русскоязычной реформистской общины «Шират ха-Ган» (Рамат-Ган), секретарь раввинского суда реформистского иудаизма по вопросам гиюра
/КР:/
Боже мой, чего не коснись в Израиле, везде кумовство и только корпоративная или личная выгода. Нет заинтересованных людей в благополучии, в данном случае, паствы. На всех углах мы кричим о сионизме, а есть те, кто его отрицают и тем не менее живут безбедно за счёт государства. Это всё потому что светское население привыкло вкалывать, получать по минимуму, а часть, ими заработанного, государство передаёт ортодоксам и содержит огромную религиозную рать. Это напоминает не теорию коммунизма, а практическое его применение. Полностью забыто:"Кто не работает, тот и не ест!!!" Куда эти идеи привели известно! Господи спаси, пожалуйста, Израиль от такой перспективы!/