22.11.2024

“Посмертные маски великих людей


Гильотина, пуля, суровая болезнь, остановившие жизнь великих людей, оставляют след на их лицах и на их посмертных масках. Какими их увидят потомки?

Слепок лица покойного точнее фотографии передает облик человека для потомков. Но посмертные маски — не просто изображения на память. В них навсегда запечатлелись последние чувства людей, а также обстоятельства смерти, зачастую трагические и таинственные. Они признаются произведениями искусства, их копируют, коллекционируют, подделывают, продают на аукционах и выставляют в музеях. В 2012 году маска Иосифа Сталина была продана за $6000, а маска Наполеона годом позже ушла с молотка за $263 000. Среди «новейших» масок высоко котируются слепки, снятые с лиц Владимира Высоцкого, Андрея Миронова и Майкла Джексона. В этом материале мы собрали истории самых необычных и интересных масок.

 

 

Новая работа мадам Тюссо

 

 

   

   

 

Во время Французской революции молодому ваятелю Анне Марии Тюссо, трудившейся ранее над скульптурными изображениями членов королевской семьи, пришлось спешно переквалифицироваться в мастера посмертных масок. Снимая слепки с отрубленных голов революционеров и знатных особ, она доказывала лояльность к новой власти и таким образом избежала гильотины. В коллекции мадам Тюссо — посмертные маски казненного бунтаря Робеспьера и Марата, убитого сторонницей короля Шарлоттой Корде, а также слепок королевы Франции Марии-Антуанетты, которую скульпторша знала лично.

 

 

Барышня из Сены

 

 

Самой необычной маской считается, пожалуй, улыбающийся лик Незнакомки из Сены. Тело этой девушки, о которой ничего неизвестно, было выловлено из Сены в 1880 году без всяких следов насилия. Патологоанатом так поразился красоте 16-летней утопленницы, что сделал гипсовый слепок ее лица, и вскоре тот разошелся в многочисленных копиях среди европейской богемы, послужив вдохновением для творческих людей. Ей посвятил стихотворение Владимир Набоков, а Альбер Камю сравнил ее улыбку с улыбкой Моны Лизы.

 

 

 

 

Шекспир ли это?

 

 

Посмертная маска Уильяма Шекспира вызывает множество споров. Слепок был найден в лавке старьевщика в Майнце в 1849 году, то есть спустя 233 года после смерти драматурга. С помощью современных технологий по нему была сделана 3D-реконструкция лица британского классика. Часть исследователей подтверждают, что дармштадская маска принадлежит Шекспиру, так как совпадает с другими изображениями драматурга. Другие возражают, аргументируя, что до сих пор ни одно изображение Уильяма Шекспира не может считаться подлинным — все портреты, бюсты и скульптуры создавались уже после смерти драматурга. Однако в мае 2015 года британский историк Марк Гриффитс выступил с сенсационным заявлением: ему удалось найти прижизненный портрет Шекспира в книге по ботанике конца XVI века. И это новое изображение не сильно отличается от привычных портретов и посмертной маски Шекспира.

 

 

Друг всегда со мной

 

 

Читайте также

Как живые: реконструкция внешности

Тутанхамон, Клеопатра, Шекспир, Николай Чудотворец, Иисус Христос и другие научныереконструкции внешности известных исторических персонажей

Смерть Александра Пушкина, как известно, была долгой и мучительной: он скончался лишь через два дня после ранения на дуэли. Однако посмертная маска полна спокойствия и одухотворенности. Свидетели отмечают сходство слепка с лицом погибшего поэта.

Идея вызвать скульптора принадлежала Василию Жуковскому после того, как он сам поразился умиротворенному выражению лица скончавшегося друга. Скульптор Самуил Гальберг с помощником сделал слепок, с которого тут же было снято около 15 копий — они разошлись среди близких и друзей поэта. С этой же маски лепились впоследствии скульптуры и бюсты Пушкина.

 

 

«Живая» маска Гоголя

 

 

Про смерть Гоголя, а умер он в 1852 году, до сих пор ходит легенда: будто писатель был похоронен живым, в состоянии летаргического сна, что якобы подтверждает последовавшая в 1931 году эксгумация тела. По словам очевидцев, обивка гроба была изорвана, скелет скрючен, голова повернута на бок. В таком случае, выходит, что скульптор Николай Рамазанов снимал маску с живого человека… Но сам мастер это отрицает, а официальная версия гласит, что Гоголь умер от сердечно-сосудистой недостаточности, к которой привели душевное расстройство и депрессия, истощение и обезвоживание вкупе с неправильным лечением. В слухе же о летаргическом сне виноват сам писатель: после перенесенного в 1839 году малярийного энцефалита Гоголь был подвержен обморокам и приступам неконтролируемого сна, оттого панически боялся быть похороненным заживо.

 

 

Улика в расследовании

 

 

Посмертная маска Сергея Есенина, сделанная на второй день после гибели поэта скульптором Исидором Золотаревским, послужила уликой в расследовании обстоятельств произошедшего. Многие до сих пор полагают, что Есенин не повесился, а стал жертвой чекистов, которые замучили его в номере гостиницы «Англетер», где он поселился после выписки из психоневрологической больницы. Версия убийства поэта стала настолько популярна, что в 1990-х годах проводилось новое расследование по этому делу. Судмедэксперты, произведя ряд опытов и изучив улики, в очередной раз доказали, что произошедшее было самоубийством, а царапины поэт нанес себе сам: чтобы написать кровью прощальное стихотворение «До свиданья, друг мой…» — чернил в номере не оказалось.  

 

 

 

 

Маска вместо бюста

 

 

Скульптор Сергей Меркуров слепил за свою карьеру около 300 посмертных масок. И большая часть «заказов» пришла к нему после того, как он сделал слепок с вождя мирового пролетариата. Согласно легенде скульптора вызвали в Горки посреди январской ночи, он вошел в комнату и услышал тихий голос Надежды Крупской, стоявшей у изголовья покойника: «Вы собирались лепить бюст… ему все некогда было позировать — и вот теперь маску». Меркуров с трепетом приступил к работе и к утру сделал не только слепок лица, но и рук вождя. А спустя девять лет он же создал посмертную маску самой Надежды Крупской — и сделал ее правдиво, без прикрас.

 

 

Суровый Толстой

 

 

Идея делать слепки рук вместе с посмертными масками впервые пришла к Меркурову, когда он снимал слепок с лица Льва Толстого, — по тем временам это было ноу-хау. «Первое, что привлекло мое внимание: полуоткрытый правый глаз и густая, сердито поднятая бровь. Суровое, нахмуренное лицо…» — делился скульптор впечатлениями об умершем писателе. Искусствоведы отмечают, что от созерцания маски Толстого «бросает в трепет. Кажется, вот-вот откроются эти навеки сомкнутые уста».

 

 

Услужил

 

 

Известный слепок с лица застрелившегося в 1930 году Маяковского снимал также Сергей Меркуров. Он был вызван на следующий день после трагедии, чтобы исправить плохую работу коллеги Константина Луцкого. Маяковский упоминал Меркурова в стихах, а незадолго до смерти просил его об услуге: «Если я умру раньше, обещай снять с меня такую маску, какой ты еще никогда ни с кого не снимал». Скульптор исполнил просьбу поэта, его маска получилась действительно необычной — и возможно, самой неудачной из всех: нос оказался скошен на бок, лицо поэта деформировано и некрасиво.


67 элементов 4,710 сек.