— Катя, а помнишь, в школе на перемене я спел матерную частушку, а ты меня училке сдала?.. А ты нисколько не изменилась, Катя…
Зал взорвался понимающим смехом и аплодисментами. Сама Катя тоже вполне искренне и как будто немного смущенно рассмеялась. И это было бы действительно смешно, если бы не было страшно. Речь ведь идёт не о том, чтобы, как когда-то в школе, погрозить кому-то укоризненно пальцем или на крайний случай сделать для родителей запись в дневнике, а о штрафах и реальных сроках сотням и сотням людей, которые были назначены по результатам доносов Кати и иже с ней.
Екатерина Мизулина. Фото: Артемий Шуматов / Коммерсантъ
Шквал доносов россиян на россиян начался практически сразу после февраля 22-го года и расширился после появления в отечественном законодательстве норм о «фейках» и «дискредитации». На свой пик как заметное социальное явление в отечественной повестке дня доносы вышли к концу прошлого, 2023 года. О них регулярно рассказывали медиа, серийные доносчики давали горделивые интервью, специалисты подсчитывали, сколько людей от них пострадали. Картина вырисовывалась впечатляющая. По разным данным, за два с половиной года с начала военных действий в Украине россияне написали более трех с половиной тысяч доносов. Журналисты «Важных историй»* подсчитали, что подавляющее большинство из них касались антивоенных высказываний (2623), а также тематики ЛГБТ**, русофобии и так далее.
«Новая газета» в мае нынешнего года провела опрос среди своих подписчиков и читателей, в котором решила узнать их мнение о том, на что сегодня в России скорее всего могут написать донос. Всего было получено почти 10 тысяч ответов, и они подтвердили уже имеющуюся статистику, показав, что проще всего стать жертвой доносчика:
за критику СВО (59%),
за критику государственной власти (12%),
за случайную неудачную фразу (11%),
за поддержку оппозиции (8%),
ни за что (7%),
за что-то еще (3%).
Как ни крути, получается, что военные действия стали и спусковым крючком, и смысловым центром того, что выглядит как возродившаяся из вроде бы подзабытого отечественного прошлого социальная норма, — доносить. Но так ли это? Считают ли обычные россияне нормальным писать заявления в разнообразные органы на тех, кто что-то делает или что-то думает иначе, чем предполагает нынешняя властная генеральная линия?