12.12.2024

Итальянская рождественская выпечка: от Древнего Рима до позавчера


Праздничная выпечка чаще всего представляет собой тесто, обогащенное цукатами, сухофруктами, орехами и специями.

Можно считать, что таким образом простой продукт ежедневного употребления, каким является хлеб, превращается в праздничную еду, предназначенную для украшения стола. Простой механизм кулинарной магии для трансформации обычного в особенное.
В итальянской гастрономии существует конкретный термин, отражающий это действо, т. называемый "пан -дольче" (pan dolce), т.е. "cладкий хлеб", эволюция которого отражает не только гастрономическую историю территории, но культурные и торговые связи с другими народами.

В эпоху Древнего Рима первым сладким хлебом, о котором существуют упоминания, был panis artolaganus, употреблявшийся во время ритуальных постов, а также в качестве жертвоприношений, связанных с празднованием зимнего солнцестояния и сатурналий.

Это была лепешка, для которой отборную муку смешивали с медом, вином, маслом, цукатами и значительным объемом черного перца.

saturnalia.jpg

С двенадцатого века сладкая выпечка, те те самые пан -дольчи, начали играть более значительную роль в искусстве кулинарии, благодаря распространению моды использования специй.

На кухнях дворов знатных семейств для обогащения такой выпечки к сухофруктам, свиному жиру , ароматизированным жидкостям и меду присоединились специи: корица, имбирь, гвоздика или мускатный орех с уже известным черным перцем.

 Употребление редких и дорогих специй  было доступно лишь богатому слою общества. Подобным образом средневековые синьоры демонстрировали свое превосходство во власти  и роскошь, которую могли  позволить практически ежедневно.

banchetto_650x447.jpg

Пан- дольчи готовились в аптеках, в лавках торговцев специями, в монастырях, на придворных кухнях и  носили очень похожие названия: "пан-специи", "панон", "пан-д-оро", "пан-джалло", популярный ныне "панетоне"

Судя по тому, что Италия  еще 160 лет назад представляла собой несколько мелких государств, на каждой территории  которых формировались собственные   типы  таких  выпечек.

Караваи, в частности панетоны,  предназначенные для рождественских праздников, имели еще и  символическое значение: обогащенные редкими семенами, кусочками засахаренных фруктов и изюмом они служили дарами с пожеланием плодородия и богатства.

Обогащение рецептуры  хлеба для особых праздников не было прерогативой лишь знатных членов общества. Возможность по случаю праздника, того же Рождества, добавить в замес обычного хлеба сладкие ингредиенты была доступна и простому населению, если учесть, что существовали настоящие кастовые законы, регулирующие типы  хлеба для ежедневного питания для разных слоев населения.

Решающую роль в распространении традиций пан- дольчи сыграли общественные пекарни, только в которых  долгое время простые люди могли печь хлеб. Для своего времени они были настоящими фудсообществами.

"Так рождественский хлеб, как и вся сладкая выпечка, в коллективном воображении представляется творением массовой культуры, поэтому простой вариант ( основанный на хлебе) торжествует в качестве десерта в аристократической кухне в периоды позднего средневековья и раннего модерна. Сладкие блюда долгое время оставалось привилегией для избранных, но немного сахара или меда не преминуло обогатить даже простую кухню. Это происходило экономно, не каждый день. В народной среде именно хлеб насущный время от времени превращался в хлеб праздничный." ( М. Монтанари).

Существует документ от 1644 года, в котором описывается приготовление рождественского Пандольче Дженовезе:

"Наши крестьяне с небольшими затратами замешивают муку с закваской, солью и медовой водой, добавляя изюм и цукаты, приправляя яблоками и перцем, формируют большой каравай, который называют Пан- ди- Натале (Рождественский хлеб)"
                                                                                                                                           (Винченцо Танара, L'economia del cittadino in villa. Bologna, 1644).

Категория "пан- дольчи" включает в себя выпечки, cодержащие более- менее одинаковые ингредиенты, но отличающиеся вариациями рецептур и названий в разных итальянских регионах.

Среди всех пан -дольчи характернее всего выше упомянутый Генуэзский Пандольче, рецепт которого якобы моряки привезли из Персии.

pan genovese.jpg

Настоящий король генуэзской кондитерки, он представляет из себя собирательный образ  сладкой  рождественской выпечки: название, тесто на закваске, сахар, изюм, цукаты, флердоранж, семена фенхеля и кедровые орешки.

Интересно, что генуэзский пан -дольче существует в 2- х вариантах: высокий и низкий.
 Низкая форма родилась в середине прошлого века, когда у многих городских кулинарок появились собственные духовки и индустриальные дрожжи, но отсутствовало мастерство сложной  выпечки на закваске. Затем уже профессиональные кондитеры поддержали новый вариант своими рецептами.

Кроме пан -дольчи, испеченных из теста, подвергшегося дрожжеванию, существует целый ряд, рецептура которых его не предполагает. Зато включает все те же ингредиенты, которые предназначены обогащать "хлеб насущный" и поэтому сохраняют традицию "хлебного" названия. Например, сиенский панфорте.

                                  —————————————————————————-

Невозможно, да и не нужно в рамках ознакомительного поста перечислять все рождественские пан -дольчи, которые существуют в итальянской гастрономии.

Ниже предлагаю познакомиться с наиболее интересными из старинных пан -дольче, чтобы проследить их схожесть, говорящую о культурном обмене  между населений разных территорий,  благодаря  экономическим связям.

Самому известному в мире итальянскому пан-дольче "Панетоне" уже был посвящен отдельный пост в контексте связи панетоне современного типа с русским куличом
 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

72 элементов 1,534 сек.