02.11.2024

Евреем можешь ты не быть, но человеком быть обязан – Александр Рыбалка

+ +


Имеется в виду, что человек является старым, проверенным членом хасидского двора (любавичского или белзского). Однако «анаш» можно перевести и как «человек»: это единственное число от слова «анашим» — люди. Однако на практике так не говорят, используется выражение «бен-адам» — человек.

Кстати, это слово сильно потрясло переводчиков Евангелий: Иешуа многозначительно называли «Сын Человеческий», хотя это просто грамматическая калька с выражения «бен-адам» — человек.

Так почему же один человек – это «бен-адам», а много – «анашим»? И если «анаш» — это «наш человек», то кто тогда чужие?

Чтобы узнать это, надо вернуться в прошлое — ко временам Адама.

Как можно догадаться, не все «бней-адам» (сыны Адама) были потомками реального исторического Адама. Скорее всего, таким образом называли себя сторонники монотеизма – члены группы, собравшейся вокруг Адама (Адапу) и его семьи. Только себя они считали людьми, знающими истину, а всех остальных, понятное дело — язычниками. Наверное, у первых сторонников Адама тоже было какое-то малоприятное слово для определения окружающего их человечества (типа «гоим» — «народы»), но история его для нас не сохранила.

 

Интересно, что «дети Адама» какого-то специального имени для Бога не имели. Видимо, считали, что раз Бог один, то и какое-то отдельное имя ему давать не обязательно.

У Адама было два сына – Каин и Эвель (Авель); «Каин убил Авеля» – что можно рассматривать как реальную историю, а можно как отражение спора среди «потомков Адама» о том, что нужно приносить в жертву Богу – животных или продукты растениеводства? И хотя Каин убил Авеля, группа сторонников кровавых жертвоприношений победила с большим отрывом – Каин был проклят, а животных в жертву приносили вплоть до разрушения Второго Храма. А мусульмане приносят и сегодня, равно как и прихожане армянской церкви.

Третий сын Адама – Шет (Сиф в греческой традиции); не исключено, что личность вполне реальная. В конце концов, могли же быть у Адама дети? Шет, согласно традиции, похоронен на севере Израиля, на горе Арбель (неподалеку от Тверии), и это правдоподобно: если, как мы рассчитали ранее, Адам с его сторонниками прибыл из Междуречья, то мог идти только через север Израиля.

Шет никакого особого следа в истории еврейского народа не оставил (хотя ему приписываются изобретение письменности и даже Каббалы, а последняя гностическая секта «сифиан» дожила до II века новой эры). Зато Шет родил Эноша, «при котором впервые стали называть имя Тетраграмматон».

Это важнейший момент для еврейской истории! Судя по всему, в течение двух поколений Бога не называли никак, и только сын Шета принес четырехбуквенное имя. По традиции его не произосят вслух, так что и мы не будем.

Отметим только следующие факты:

С тех пор кочевники-монотеисты, путешествующие между Междуречьем и Средиземным морем, стали называть себя не только «бней-адам», но и «анашим» — потомки Эноша. В современом иврите «эношут» — человечество. То есть людьми теперь считаются только те, кто признает, что Бог – един, и зовут его именем из 4-х букв.

Это четырехбуквенное имя не имеет буквального перевода в иврите. Но по смыслу можно догадаться, что оно значит «Оживляющий». Из-за семитского звучания Имени (сходство со словом «хай» — жизнь) можно сделать предположение, что большинство наследников Адама были семитами. Кстати, сами евреи себя никогда семитами не называли.

И наконец, дихотомия – отдельно Бог, отдельно его Имя – сохранилась до сих пор. В молитве при упоминании хазаном имени Адонай (Господь; оно традиционно заменяет непроизносимое 4-хбуквенное) молящиеся восклицают: «Барух Ху, барух Шмо» («Благословен Он, благословенно Его Имя»). А завершающий каждую молитву текст «Алейну лешабеах» («Наш долг») заканчивается словами: «И в этот день будет Бог един, и Имя его едино».

Возможно, это отголоски тех далеких времен, когда спорили между собой сторонники единого безымянного Бога — и поклонники непроизносимого четырехбуквенного Имени, разделившись на «бней-адам» и «анашим», то есть «сынов Адама» и «потомков Эноша».

Так и стала формироваться религия: от единого Бога (пока безымянного), через принесение жертвоприношений (спасибо Авелю) и до появления Имени Бога (те, кто это признали, только себя называли «нашими людьми»).

Однако возник вопрос: а что делать верующему каждый день? Ведь жертвы, понятное дело, приносятся редко.

И тут появляется Ноах (Ной) с историей о потопе.

Ноах, согласно Торе, был десятым поколением после Адама. Если считать в человеческих мерках – 400 лет; если говорить в хронологии Торы – родился примерно в 2700 году до новой эры.

Как же Ноах сочетается со всемирным Потопом, который является геологическим и археологическим фактом?

Разумеется, всемирный Потоп происходил не по всему миру – он покрыл только Междуречье. Был ли сам Ноах легендарным Зиусудрой или Утнапиштимом, спасшими весь мир от потопа? Скорее всего, нет. Он рассказывал о потопе и предостерегал людей, что если они не будут слушаться Бога, Он накажет их подобным образом еще раз.

— Видите в небе радугу? – говорит Ноах. – Это знак моего союза с Богом. Он за ваши грехи должен был бы наслать потоп, но воздерживается по милости своей.

И Ноах ввел первые законы для сторонников Адама и Эноша:

Запрет идолопоклонства (вера в единого Бога)
Запрет богохульства (уважать Бога)
Запрет убийства (уважать человеческую жизнь)
Запрет прелюбодеяния (это считалось важным потому, что богатство кочевников – скот – должно правильным путем переходить только к законным наследникам).
Запрет воровства.
Запрет употребления части тела от живого существа (запрет мучения животных).
Обязанность установить справедливую судебную систему.

Отвлечемся на несколько минут на объяснение шестого закона. В те далекие времена, когда холодильников не существовало, бывало, что овца ломала ногу. Тогда пастухи отрезали ей эту ногу, животное перевязывали, а ногой питались день-два. Потом съедали еще одну ногу, потом еще… И так до тех пор, пока овца не околевала – тогда уже подъедали останки. Ноах такую практику отменил, чтобы не мучить животных.

Люди, принявшие эти законы, называются «бней-Ноах», сыны Ноаха. Сыны Ноя – это почти уже евреи, без пяти минут. Сегодня сами евреи себя так не называют, однако этот термин вошел в Галаху (еврейское религиозное законодательство). Скажем, мусульмане считаются «детьми Ноаха», поскольку в теории соблюдают все принципы, основанные Ноем.

Похоронен Ной в Кераке (в Иордании) – эта могила считается наиболее достоверной (вспомним, что «дети Адама» кочевали от Нила до Евфрата). Впрочем, могилу Ноя вам покажут и в Сирии, и даже в Нахичевани (Азербайджан). И если насчет гробниц в Иордании и Сирии еще можно поспорить, то уж захоронение в Нахичевани кажется совсем маловероятным. Впрочем, все это находится в пределах месячного караванного перехода от Святой Земли.

Итак, с «детьми Ноаха» мы определились. И все эти люди одновременно считались «иврим»: по одной из теорий, от слова «лаавор», «переходить» – то есть кочевниками. И Авраам был такой же «иври». И этих древних евреев было так много, что набралось на 12 племен.

Добавим, что есть группа верующих, которая отделилась от еврейской религии ДО Авраама. Они существуют и сейчас, и называются мандеи, или сабеи. Их религия гласит, что истину несли только ветхозаветные пророки, а после Авраама уже все пошло не так… Сабеи (потомки, судя по всему, «сынов Адама») были включены Кораном в число «людей Книги» и благополучно дожили в Ираке до нашего времени – до Саддама Хуссейна. После свержения диктатора большинство сабеев переехало в США (права на репатриацию в Израиль они не имели, так как не считались иудеями) и там благополучно ассимилировались.

Совместное получение Торы на горе Синай объединило племена только в религиозном смысле – и так до нашего времени, когда с «бней-адам», то есть людьми, потомками Адама, отождествляют себя только те, кто:

верит в Единого Бога;
верит в то, что Его зовут неназываемым именем из 4 букв;
соблюдает законы Ноя;
соблюдает законы Моисея;
(либо) – происходит по женской линии из потомков племени Иехуды.

А вот кочевать уже не требуется. Впрочем, в силу тяжелого исторического наследия – все-таки 5700 лет в пути – большинству евреев по-прежнему не сидится на месте.

Александр Рыбалка, «Детали».
На фото: фреска Микельанджело «Потоп». Фото: Web Gallery of Art, Wikipedia public domain


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

65 элементов 1,365 сек.