Точное время
Нью-Йорк:
Берлин:
Иерусалим:
Москва:
Главная » Общественно-политическая жизнь в Израиле » Хасидизм и хасиды: «благочестивое учение» и Каббала

Хасидизм и хасиды: «благочестивое учение» и Каббала

2018 » Июль » 1      Категория:  Общественно-политическая жизнь в Израиле


Шрифт:  Больше ∧  Меньше ∨
Выберите язык:



Спрашивает как-то еврей хасидов: 

– Скажите, а откуда вы знаете, что ваш ребе разговаривает с Богом?

– Ну как? Сам ребе нам об этом рассказывает. 

– И откуда вы знаете, что это правда?

– Как откуда? Разве Господь, благословенно Имя Его, станет разговаривать с обманщиком?

Хасидизм — одно из наиболее влиятельных религиозных течений иудаизма — обязан своим появлением каббалисту и знахарю Баал-Шем-Тову (Исраэлю бен Элизеру или Бешту), на могилу которого в украинском поселке Меджибож (Хмельницкая область) ежегодно приезжают десятки тысяч иудеев-паломников со всего мира. Это старинное местечко было местом обитания евреев в рамках Речи Посполитой, начиная с XVI века, причем пользовалось некоторыми преимуществами, благодаря сотрудничеству с королевской властью в деле сбора налогов. В конце XVIII — первой половине XIX века Меджибож становится родиной еще нескольких теоретиков хасидизма, авторитетных раввинов-цадиков. В годы Холокоста тут было устроено многочисленное еврейское гетто, члены которого были позже уничтожены в Летичевском концлагере. На месте расстрела в 1960-е годы установили памятник, а рядом с могилой Бешта построили мемориальную синагогу.

Хасидизм возник в XVIII веке на территории Речи Посполитой

Обстоятельства рождения Баала-Шем-Това очевидно намекали на уникальную судьбу младенца. Хасидская легенда считает, что к его отцу Элиэзеру в образе странника явился пророк Илия и предсказал скорое появление сына. Однако в 5 лет мальчик осиротел и вступил на обычный путь учения в хедере (местечковой школе), где, правда, успел совершить необыкновенный поступок — сразить оборотня, нападавшего на детей, победив его смертельным ударом дубины и истовым чтением молитв. Не менее мистическим ореолом окрашена история знакомства с учением Каббалы, в тайны которого посвятил юношу по божественному наитию (откровению) умирающий венский каббалист и маг Адам Баал Шем. Желая испробовать обретенную силу, Бешт вызвал духа огня, чуть не спалив при этом синагогу, в которой работал. Кстати, в биографии отца хасидизма это был не единственный случай магического «чернокнижия» — будучи уже весьма известным раввином, Баал-Шем-Тов даже вызывал Сатану, желая узнать подлинное имя Бога и открыть тем самым главную тайну Каббалы.

Женившись, Бешт обратился к обычной жизни местечкового еврея, зарабатывая на жизнь тяжелым физическим трудом, а свободное время посвящая своеобразной медитации — гисбойдедус, персональной беседе с Творцом. Так, он очень тщательно изучил Тору и начал распространять полученные знания, а в 1740 году поселился в Меджибоже, где прожил еще в течение двадцати лет. Перед смертью Бешт сказал, что выходит через одну дверь, чтобы войти в другую.

 

 

Иллюстрация 1.jpg

Мировоззренческая концепция хасидизма во многом основывается на традициях Каббалы, особенно это касается некоторых мистических, эзотерических представлений, связанных с осмыслением фигуры Творца и Творения, природы человека, смысла его существования. Показательна присутствующая в обоих течениях идея исключительности еврейского народа, ни один из представителей которого не может полностью «отпасть» от милости Бога, однако степень постижения божественного начала у всех различна.

В хасидизме существенную роль играет представление о своего рода эманации частичек божественного как уникального эмоционального переживания повсеместного присутствия Бога в мире — двекут. Как и в учениях немецких философов-мистиков XIV — XV веков Иоганна Таулера и Майстера Экхарта, особый смысл приобретают репрезентативные, экстатические техники приближения к Богу — танцы, песни, ритуальные действия, пылкие молитвы. Интересно, что хасидизм представляет в целом довольно позитивный взгляд на мир и на Бога, который по своей природе милостивый, а не карающий. В работах Бешта встречается понятие «простой еврей» — обыкновенный представитель иудейского народа, истово верующий и набожный, гораздо дороже и ценнее для Бога, чем множество книжников-ученых, толкователей Торы.

Иллюстрация 2.jpeg
Могила Бешта в Меджибоже

Еще одним немаловажным аспектом хасидизма является вера в особую мистическую общность между хасидами и их духовным лидером — цадиком или ребе. Эта особо привилегированная должность преимущественно передавалась по наследству (хотя бывали случаи участия прочих родственников) и приносила ее обладателю материальное довольство. Будучи посредником между Богом и паствой, цадик находился на общественном содержании, не нуждаясь в никакой иной работе, кроме молитв и общения с Богом. Несмотря на то, что эту должность занимали мужчины, истории известно единственное исключение — Ханна-Рахель Вербермахер (1806 — 1888).

В истории известна единственная женщина-ребе

Отправным пунктом в ее легендарной биографии стала смерть матери, когда девочке было 12 лет. Тяжело переживая утрату, она впала в кому, а очнувшись, заявила, что ей была дарована новая душа, призванная к великому служению. С тех пор она отказывалась вести обычный образ жизни, долгое время не хотела выходить замуж, начала молиться, соблюдая все ритуалы, совершаемые обычно мужчинами, а чуть позже занялась целительством и даже совершала чудеса, заслужив себе прозвание «Людмирская Дева».

Иллюстрация 3.jpg
Мауриций Готтлиб «Еврейская невеста»

Хасидские застолья начинаются с обязательного тоста «Ле хаим!"

Представителей хасидизма легко узнать по необычным меховым шапкам-штраймлам и черным пиджакам. Хасидские застолья начинаются с обязательного тоста «Ле хаим!» («За жизнь!»), а продолжаются шумными песнями, включая знаменитую «Хава нагила» («Давайте веселиться»). В настоящее время существует около десяти основных хасидских групп, к которым принадлежат лидеры основных общин ортодоксального иудаизма, в том числе и главный раввин России, Берл Лазар.



Источник
Автор: Мария Молчанова
Внимание! Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. Авторские материалы предлагаются читателям без изменений и добавлений и без правки ошибок.



100%
голосов: 9



ТЕГИ:
Хасидизм и хасиды

ID материала: 28099 | Категория: Общественно-политическая жизнь в Израиле | Просмотров: 545 | Рейтинг: 5.0/9


Всего комментариев: 1
avatar
1
Меджибож красив и спокоен. Хорошее географическое расположение располагает к размышлению о бытии. Красива и синагога, могила цадика Баал - шем Това ухожена. Есть улица Баал Шем Това с надписью на идише. В музее старинной дворцовой крепости есть зал посвященный жизни евреев в Меджибоже. Проводятся экскурсии по замкам Восточного Подолья.


Мы уважаем Ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев.
avatar
Подписка



Поиск
Какой контент вы чаще смотрите (читаете) в интернете?
Всего ответов: 771
Мы в соц.сетях
Мы в linkedin

www.NewRezume.org © 2018
Главный редактор: Леонид Ходос
leonid@newrezume.org
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Индекс цитирования
Сайт содержит материалы (18+)
Правообладателям | Вход