Точное время
Нью-Йорк:
Берлин:
Иерусалим:
Москва:
Поиск
Мы в соц.сетях
Главная » Очерки. Истории. Воспоминания » Застольный этикет древних греков

Застольный этикет древних греков

2017 » Сентябрь » 5      Категория:  Очерки. Истории. Воспоминания

Шрифт:  Больше ∧  Меньше ∨

О том, чем питались в Древней Греции, нам одновременно известно и мало, и много. Мало – потому что до наших дней не дошло ни одной книги, которая смогла бы познакомить нас с рецептами блюд тех мест и времен; много – потому что всю ту информацию, которой мы владеем сегодня, нам донесли страницы греческих пьес и философских трудов, начиная с «Иллиады» и «Одиссеи» Гомера и заканчивая «Пиром» Платона. Само слово «гастрономия» имеет греческие корни и в вольном переводе означает не что иное, как «искусство радовать желудок»…

Уже в те времена Греция понимала свое предназначение и утверждалась как цитадель философии, науки, политики и искусств, как настоящая цивилизация среди окружавших ее варваров и дикарей, подобных Древней Персии.

greece03501

Дабы подчеркнуть и усилить это отличие, они выработали свой подход к питанию – настолько утонченный, что Бернард Шоу на страницах своей пьесы «Майор Барбара» сказал, что носитель греческого языка не может быть невоспитанным человеком.

И если одни аспекты древнегреческой парадигмы питания находят свои отголоски даже в культуре XXI века, то очень может статься, что других нам сильно не достает.

 

Основы диетологии

В среде древнегреческих философов зародились взгляды на здоровое питание, которые были актуальны до самого конца Средневековья. В греческом сознании дикая природа была чем-то неправильным и далеким от понятий о цивилизации, поэтому нуждалась в модификации, в частности через внедрение агрокультуры.

554b858d59852

Также с подачи Гиппократа было принято считать, что человеческая сущность состоит из четырех телесных соков – гуморов, преобладание одного из которых определяет наш темперамент – холерический, флегматический, сангвинический или меланхолический.

Когда система гуморов приходит в дисбаланс, человек болеет, и чтобы вернуть и поддерживать его, нужно питаться правильными продуктами – иначе говоря, соблюдать диету.

Конечно же, никаких жидкостей подобного рода в человеческом организме нет, но это не отменяет правоты Гиппократа, если соотнести его теорию с современной медициной и понимать гумор как комбинацию биомолекул и минеральных веществ, чей баланс тоже нуждается в нормализации.

Режим питания

В ранний период истории греки принимали пищу четыре раза в день. Это был завтрак, полдник, легкий вечерний перекус и обед, который проводился после захода солнца.

554b85d49aa65

Чехарда названий и последовательности в принятии пищи привели к классическому трехразовому питанию – утром, днем и вечером. Для всех социальных слоев Древней Греции завтрак был одинаковым: и богач и бедняк ели вымоченный в вине хлеб.

Полуденный перерыв предполагал теплую пищу, которую принимали вне стен дома. Обед же делился на два этапа: сперва ели продукты, насыщенные углеводами – пшеницу, ячмень, чечевицу, фасоль и все прочее, что тонизировало человека; на втором этапе переходили к чему-то потяжелее и погорячее – блюдам из рыбы, дичи и домашней птицы, сыра, салатов, овощей или простого оливкового масла.

Совместные трапезы

В Спарте, на острове Крит и в других регионах Греции совместный прием пищи, называемый сисситией, являлся настоящим культом, которым не допускалось пренебрегать ни одному члену общины – даже правители и мужи с достатком, имеющие свой дом, обязаны участвовать в сисситии, что делало их равными друг другу в этот момент.

Rim1

Те же, кому закон был не писан, могли быть изгнаны из общины. Община представляла собой 15 мужчин (женщины и дети редко допускались к трапезе), которые занимали один стол среди других столов, расположенных в обеденной зале.

Сиссития в Спарте была в некотором роде сообразна порядкам спартанцев: чтобы иметь возможность принимать пищу со взрослыми мужчинами, юноша должен достигнуть 12-летия и заслужить определенную репутацию.

Все, что присутствовало на столе во время обеда, граждане должны были принести из дома и разделить с остальными. При невозможности следовать этому правилу член мог лишиться права гражданина и даже быть проданным в рабство. Отсюда вывод: в Древней Греции категорически нельзя было быть бедным.

Мясо

В Древней Греции многое не соответствовало образу цивилизованного человека, в том числе употребление в пищу мяса. Тем не менее, они его ели, но совокупное количество мяса на человека в год составляло примерно 1-2 килограмма, а вегетарианцы и вовсе отказывались от него.

554b8657b5eb7

В основном мясо подавали к столу в дни религиозных праздников, и прежде, чем приступить к трапезе, нужно было выразить уважение к жизни животного через принесение его в жертву богам.

Жертвенными животными считались крупный рогатый скот, козы и олени. Гуси и зайцы в свою очередь считались менее священными, поэтому их подача к столу не сопровождалась подобными ритуалами.

Вино

В целом, вино никогда не дополняло трапезу древних греков. Но важной частью культурной и общественной жизни мужчин были особые встречи, которые назывались симпосиями.

arx-zast

Каждый такой симпосий являлся ни чем иным, как дружеской попойкой: мужчины возлежали на кушетках в окружении танцовщиц и акробатов, читали поэмы, говорили о высоком и пили вино, закусывая его сыром, хлебом и другой легкой снедью.

При этом древние греки никогда не позволяли себе пить чистое вино, считая такое поведение варварским, и всегда разбавляли его водой в удивительной пропорции – одна часть вина на три-четыре части воды, что, по мнению Плутарха, являло собой идеальный баланс.

 



Источник: storyfiles.blogspot.co.il
Внимание! Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. Авторские материалы предлагаются читателям без изменений и добавлений и без правки ошибок.





РЕКОМЕНДУЕМ:

ТЕГИ:
очерки

ID материала: 22451 | Категория: Очерки. Истории. Воспоминания | Просмотров: 331 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0


Мы уважаем Ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев.
avatar
Подписка



Знакомства


Еще предложения
www.NewRezume.org © 2017
Главный редактор: Леонид Ходос
leonid@newrezume.org
Яндекс.Метрика Индекс цитирования
Сайт содержит материалы (18+)
Правообладателям | Вход