Точное время
Нью-Йорк:
Берлин:
Иерусалим:
Москва:
Поиск
Мы в соц.сетях
Главная » Очерки. Истории. Воспоминания » «Патриотизм в наше время есть жестокое предание уже пережитого периода времени»

«Патриотизм в наше время есть жестокое предание уже пережитого периода времени»

2017 » Январь » 4      Категория:  Очерки. Истории. Воспоминания

Шрифт:  Больше ∧  Меньше ∨

Лев Толстой о патриотизме и войне

Это фрагменты из статьи «Христианство и патриотизм», которую Толстой написал в 1893-94 гг., но из-за цензуры не смог опубликовать. Впервые в России эта статья в числе других запрещенных статей Толстого появилась лишь в 1906 г. в издании Н.Е. Фельтена, за что тот был привлечен к судебной ответственности.

Предполагается, что чувство патриотизма есть, во-первых, — чувство, всегда свойственное всем людям, а, во-вторых, — такое высокое нравственное чувство, что, при отсутствии его, должно быть возбуждаемо в тех, которые не имеют его. Но ведь ни то, ни другое несправедливо. Я прожил полвека среди русского народа и в большой массе настоящего русского народа в продолжение всего этого времени ни разу не видал и не слышал проявления или выражения этого чувства патриотизма, если не считать тех заученных на солдатской службе или повторяемых из книг патриотических фраз самыми легкомысленными и испорченными людьми народа. Я никогда не слыхал от народа выражений чувств патриотизма, но, напротив, беспрестанно от самых серьезных, почтенных людей народа слышал выражения совершенного равнодушия и даже презрения ко всякого рода проявлениям патриотизма. То же самое я наблюдал и в рабочем народе других государств, и то же подтверждали мне не раз образованные французы, немцы и англичане о своем рабочем народе.

***

Человеку из народа всегда совершенно все равно, где проведут какую границу и кому будет принадлежать Константинополь, будет или не будет Саксония или Брауншвейг членом Германского союза, и будет ли Англии принадлежать Австралия или земля Матебело, и даже какому правительству ему придется платить подать и в чье войско отдавать своих сынов; но ему всегда очень важно знать, сколько ему придется платить податей, долго ли служить в военной службе, долго ли платить за землю и много ли получать за работу — все вопросы совершенно независимые от общих государственных, политических интересов.

***

Если патриотические чувства так свойственны народам, то оставили бы их свободно проявляться, а не возбуждали бы их всеми возможными и постоянными и исключительными искусственными средствами.

***

То, что называется патриотизмом в наше время, есть только, с одной стороны, известное настроение, постоянно производимое и поддерживаемое в народах школой, религией, подкупной прессой в нужном для правительства направлении, с другой — временное, производимое впечатление низших по нравственному и умственному даже уровню людей народа, которое выдается потом за постоянное выражение воли всего народа.

***

Чувство это есть, в самом точном определении своем, не что иное, как предпочтение своего государства или народа всякому другому государству и народу, чувство, вполне выражаемое немецкой патриотической песней: «Deutchland, Deutchland uber alles» ( Германия, Германия выше всех), в которую стоит только вместо Deutchland вставить Russland, Frankreich, Italien или N.N., т.е. какое-либо другое государство, и будет самая ясная формула высокого чувства патриотизма.

Очень может быть, что чувство это очень желательно и полезно для правительств и для цельности государства, но нельзя не видеть, что чувство это вовсе не высокое, а, напротив, очень глупое и очень безнравственное; глупое потому, что если каждое государство будет считать себя лучше всех других, то очевидно, что все они будут не правы, и безнравственно потому, что оно неизбежно влечет всякого человека, испытывающего его, к тому, чтобы приобрести выгоды для своего государства и народа в ущерб другим государствам и народам, — влечение прямо противоположное основному, признаваемому всеми нравственному закону: не делать другому и другим, чего бы мы не хотели, чтоб нам делали.

Патриотизм мог быть добродетелью в древнем мире, когда он требовал от человека служения наивысшему — доступному человеку того времени — идеалу отечества. Но как же может быть патриотизм добродетелью в наше время, когда он требует от людей прямо противоположного тому, что составляет идеал нашей религии и нравственности, не признания равенства и братства всех людей, а признания одного государства и народности преобладающими над всеми остальными. Но мало того, что чувство это в наше время уже не только не есть добродетель, но несомненный порок; чувства этого, т.е. патриотизма в истинном его смысле, в наше время не может быть, потому что нет для него ни материальных, ни нравственных оснований.

***

Патриотизм в наше время есть жестокое предание уже пережитого периода времени, которое держится только по инерции и потому, что правительства и правящие классы, чувствуя, что с этим патриотизмом связана не только их власть, но и существование, старательно и хитростью и насилием возбуждают и поддерживают его в народах. Патриотизм в наше время подобен лесам, когда-то бывшим необходимыми для постройки стен здания, которые, несмотря на то, что они одни мешают теперь пользованию зданием, все-таки не снимаются, потому что существование их выгодно для некоторых.

Между христианскими народами уже давно нет и не может быть никаких причин раздора. Невозможно даже представить себе, как и зачем мирно и вместе работающие на границах и в столицах русские и немецкие рабочие станут ссориться между собой. И тем менее можно вообразить себе вражду между каким-нибудь казанским крестьянином, поставляющим хлеб немцу, и немцем, доставляющим ему косы и машины, то же самое между французскими, немецкими и итальянскими рабочими. О ссоре же между учеными, художниками, писателями разных национальностей, живущими одними общими независимыми от национальности и государственности интересами, даже смешно говорить.

***

Правительства уверяют народы, что они находятся в опасности от нападения других народов и от внутренних врагов и что единственное средство спасения от этой опасности состоит в рабском повиновении народов правительствам. Так это с полной очевидностью видно во время революций и диктатур и так это происходит всегда и везде, где есть власть. Всякое правительство объясняет свое существование и оправдывает все свои насилия тем, что если бы его не било, то было бы хуже. Уверив народы, что они в опасности, правительства подчиняют себе их. Когда же народы подчинятся правительствам, правительства эти заставляют народы нападать на другие народы. И, таким образом, для народов подтверждаются уверения правительств об опасности от нападения со стороны других народов.

Из: Лев Толстой. Христианство и патриотизм. 1893-94.

Источник: izbrannoe.com



Источник: izbrannoe.com
Внимание! Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. Авторские материалы предлагаются читателям без изменений и добавлений и без правки ошибок.





РЕКОМЕНДУЕМ:

ТЕГИ:
очерки

ID материала: 18791 | Категория: Очерки. Истории. Воспоминания | Просмотров: 999 | Рейтинг: 5.0/8


Всего комментариев: 7
avatar
1
Толстой конечно -- зеркало, даже на целое трюмо потянет. Но есть одна притча про мудрецов и слона. Её все знают. Так и Толстой. Ну нельзя делать выводы из небольшого периода прошлого и настоящего и утверждать , что так будет всегда, потому что я так это понял.
Это дело прошлое. Толстовство ещё вполне живо, потому что на него денег дают.
А сейчас уже вполне хорошо прописана наука об Управлении сложными процессами. Вот только если начать ей пользоваться, то опять завопят о фашизме. В правильном значении этого слова --- СВЯЗКА. Однокоренное слово с ОБЯЗАННОСТЯМИ.
А права (кое какие, кое кому) сами собой образуются.
И в каждой ♦связке обязанностей♦ будут свои патриоты
А географические патриоты тоже могут быть, они и сейчас есть, живут в резервациях .....
avatar
2
Зря вы выбросили на свалку огромное,но устаревшее по-вашему мнению трюмо.Великий писатель почувствовал более ста лет назад то,чего не понимают до сих пор главы некоторых (и не малых!) государств:захватнические войны потеряли экономический смысл.Поэтому патриотизм,основанный на лозунге "Наши лучше всех!", уже не только не актуален,но и тормозит развитие той страны,которая все еще его придерживается...
avatar
3
Deutschland,...., über alles - vernee perevod:- Germanija
prevusche vsego....! Losung Patriotisma - idiotisma...

A voobsche skasav drugimi Slovami :- Patriotism -eto
chuvstvo SOBSTVENNOGO DOSTOINSTVA i uvazenija Sebja, KAK
LICHNOSTI vo vsem v SVOEM GOSUDARSTVE i v ramkach svoei etnicheskoj Kulturu!
No esli vsrashivat "PATRIOTISM" v napravlenii uscemlenija drugogo naroda i STRANI, to Skazu religiosnum evreiskim vusskasivaniem: "Oko sa Oko, Sub sa SUB".t.e "Kto vstanet na put unichtozenija drugogo naroda i ego Kulturu, tot vstaet na PUT UNICHTOZENIJA SAMOGO SEBJA!...."
avatar
4
biggrin biggrin Не пртриотизмом ли и его вервлениями выращено государство Израиль? ДЛ
avatar
5
Не понял Вашу зацерку, но Вам грех лаяться на патриотизм! ДЛ
avatar
6
Толстой путает национализм с нацизмом. И это понятно у него нет опыта встречи с нацизмом.
avatar
7
Очаровательны оценки, снисходительно объясняющие, что с чем путал Лев Толстой. Лукаво не понимая акценты, достаточно понятно расставленные графом, проще всего перекинуть эту дискуссию в привычные рамки : нацизм- национализм. Спасибо, хоть обвинения в госизмене отсутствуют. Или это только пока отсутствуют?


Мы уважаем Ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев.
avatar
Подписка



www.NewRezume.org © 2017
Главный редактор: Леонид Ходос
leonid@newrezume.org
Яндекс.Метрика Индекс цитирования
Сайт содержит материалы (18+)
Правообладателям | Вход