Точное время
Нью-Йорк:
Берлин:
Иерусалим:
Москва:
ПОИСК ПО САЙТУ
Мы в СОЦ Сетях
Главная » Общественно-политическая жизнь в Израиле » Ханука. Ханука и еврейское государство в эллинистическом мире

Ханука. Ханука и еврейское государство в эллинистическом мире

2015 » Декабрь » 25      Категория:  Общественно-политическая жизнь в Израиле

Шрифт:  Больше ∧  Меньше ∨

Введение.

Праздник Ханука трактуется разными людьми совершенно по разному больше, чем все остальные еврейские праздники.

Чудо или военная победа?

Победа веры над материализмом или победа свободы над принуждением к религии?

Изоляция народа Израиля от мировой культуры или обогащение еврейской культуры не еврейскими достижениями

Победа света над тьмой или торжество религиозного фанатизма?

Между тем события, предшествующие празднику и следующие за ним детально исследованы в исторической науке.

Для понимания удивительного феномена успешного противостояния иудаизма всепоглощающему миру эллинизма необходимо рассмотреть, чем был эллинистический мир и как развивались взаимоотношения евреев с этим миром..

 

Эллинистический мир.

После побед Александра Македонского весь Ближний Восток становится эллинистическим. Область влияния эллинистической культуры – весь мир античности: от Гиблартара и до Северной Индии от Северной Африки до Причерноморья.

Продолжительность эллинистической цивилизации: от 4 в. до н.э. до , по крайней мере до 5 в.н.э. на Западе и до гибели Византийской Империи ( “Римская Империя Греческого Народа”) на Востоке ( 15 в.)

Александр Великий, завоевав Персидскую Империю, не внял совету своего учителя Аристотеля – ” относиться к грекам как к друзьям, а к варварам – как к рабам”

Он как бы предвосхитил идею Зенона, философа-стоика,: ” Все люди – граждане мира… Мир для всех один” Зенону хотелось бы видеть всех людей ведущими один и тот же образ жизни, “подобно единой пастве, пасущейся под присмотром одного и того же пастыря на общем пастбище”

Трудно предположить, как развивалась бы история, если бы Александр не умер в возрасте 33 лет. Его единая империя распалась сразу после его смерти на царства,

борющиеся друг с другом за господство над эллинистическим миром.

 

Притягательность и опасность эллинизма

” Наиболее поразительным явлением этой новой эпохи было отстранение народа, больше нет в этих огромных государствах, в этих весьма населённых городах – таких как Александрия, Пергам или Антиохия, – больше нет здесь свободных граждан. Ничего, кроме толпы подданных. Есть большое число чиновников, которые исполняют обязанности сложные, кропотливые, мелочные по управлению государством. А также аристократия из придворных и выскочек, вокруг которых вертится целая клиентела вольноотпущенников…

В городах…беспорядочная масса отдельных лиц различных профессий, национальностей и религий, множество без общих вкусов, которое едва объединено безотчётной лояльностью по отношению к монарху, но не общностью интересов…

В деревнях…, например, в Египте, … царят рабство и нищета, тираническая фискальная система, царят настолько прочно, что земледельцы, несмотря на баснословное плодородие Нила, всего только феллахи, голодные и голые.

… Боги стали далекими и сомнительными”.

Монархи провозглашаются богами и потомками богов.

Птолемей II велел оказывать его умершей жене и сестре Арсинои божеские почести, воздвигая ей статуи в большей части египетских храмов.

“…с ловкостью, которая некоторых даже восхищает. Соединяя чувство и деловое чутье, он под предлогом учреждения нового культа пользуется этим для того, чтобы обратить в доходы короны часть доходов египетских храмов… Весь этот мистико-политико-сентиментальный культ, столь чуждый эллинской традиции, столь проникнутый восточными идеями, культ, который римляне ловко подхватят для служения идеям империализма, этот культ впервые с блеском проявил себя в эллинском мире.

… оторванная от народных празднеств, от политических сообществ с их волей к жизни, оторванная от людей и от богов… красота превращается в манерную и формальную, ценимую лишь кругами эрудитов, группами образованных людей, культивируется лишь для удовольствия отдельных лиц, ищущих развлечения” /Андре Боннар “Греческая цивилизация” т. 3, стр.225-226, 238-239/

Существенно, однако, что эллинистические монархи видели своё величие не только в завоеваниях и в военной добыче и не только в объявлении себя потомками богов и богами, но и в развитии культуры.

 

Птолемей I создал первый в мире университет Мусейон, ” в котором культ муз символизировал и поддерживал научные занятия и исследования…Пансионерами Мусейона были ученые, поэты, философы, которые жили в помещении Мусейона и пользовались содержанием государства с тем, чтобы спокойно заниматься своей работой, иногда читая при этом лекции…

В Мусейоне жили и работали гениальные математики Эвклид, Апполоний Пергский, автор трактата ” Конические сечения”, отец тригонометрии Гиппарх, Архимед Сиракузский, астрономы Аристарх Самосский и Гиппарх, медик Герофил Халкедонский, открывший нервную систему и артериальную сеть, основатели текстологической критики Зенодот,Аристофан Византийский и Аристарх Самосский…К концу царствования его сына Птолемея I I Филадельфа официальный отчет сообщает о наличии в Мусейоне 400.000 томов… Его сын Птолемей I I I Эвергет…взял во временное пользование под баснословный залог подлинный экземпляр сочинений трагиков, скопированный в 4 веке до н.э. и содержащий все произведения великих афинских поэтов-трагиков. Потом он отказался от залога и оставил себе этот экземпляр …В сохранившемся списке библиотекарей Мусейона эпохи первых Птолемеев филологи Зенодот, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский, учёные-поэты Апполоний Родосский, Каллимах, математик и географ Эратосфен…В библиотеке были также книги “варварских писателей”, написанные по гречески или переведенные на греческий: ” Египетские древности” Манефона, ” Халдейские древности” Бероза и ” Септуагинта” –перевод ТаНаХа.

Ненадёжность существования Мусейона под покровительством монарха хорошо видна из истории Птолемея IX ( он же Эвергет I I, т.е Благодетель), прозванного поданными Какергетом. Он зарезал собственного сына и отослал куски его тела в качестве подарка жене и казнил несколько богатых и знатных александрийцев. Его подданные восстали, сожгли его дворец и возвели на трон его жену.

Через 2 года он вернулся во главе армии наемников, отдал им на разграбление Александрию и разогнал Мусейон. Позже он восстановил Мусейон, принял титул Филолог, написал литературный труд в 24 книгах и запретил вывоз папируса из Египта. Ответом стала разработка производства пергамента в Пергаме.

 

Проф. Элиас Бикерман пишет:”Эллинизм был наднациональной культурой, основанной на разуме и на вере в разум.

Соответственно, непосредственное влияние на все народы, принявшие его, проявлялось в разрыве с традициями.

Если для еврея времен восстания Хашмонаим греческий гимназиум, в котором обнаженные юноши занимались спортом был скверной, то примерно в то же время Катон Старший жаловался на подрыв природной скромности римлян греческими атлетическими играми. Римский поэт Плавт ( умер в 184 г. до н.э.) использовал выражение “пергрекари” для обозначения развращенности и вывел в своих комедиях множество развращенных греков. Дед Цицерона говаривал: ” чем лучше римлянин говорит по гречески – тем большие основания утверждать, что он негодяй”/ “From Ezra to the Last of the Maccabees” р.178/

Даже значительно позже – во времена Империи старомодные римляне заявляли:” моральная распущенность – следствие греческого культа обнаженного тела”

Однако, особо трудно римлянам было переносить влияние бывших греков-рабов, становящихся важными римскими чиновниками и фаворитами императоров.

Знаменитый сатирик Деций Юний Ювенал писал:

” Что за город стал приятнее всем богачам нашим римским:

Я от него бегу, перенесть не могу я, квириты, греческий Рим!

Как не бежать мне от их багряниц?

Свою руку приложит

Раньше меня и почетней, чем я возляжет на ложе

Тот, кто в Рим завезен со сливами вместе и смоквой”

( Ювенал. Сатиры, 3)

Римляне преуспели, став властителями эллинистического мира, но в религиозной и культурной самобытности несомненно много потеряли в овладении этим миром: значительная часть их религии была вытеснена поклонением греческим богам а культура и быт становились всё более греческими, пока римская империя не стала « римской империей греческого народа» – официальное название Византийской империи.

Евреи в не еврейском мире: 4 век до н.э. – 1 век н.э.

 

Даты    власть    евреи    Не евреи; примечания
538-332    Персидская империя Ахеменидов    Большая часть по всей империи(в т.ч. еврейская колония на юге Египта, выполняющая функции погран. поста) с Храмом, разрушенном египтянами в 411г.; меньшая восстанавливает Храм в Йерушалаиме, начиная с 538 г. * .
Отказ Эзры принять самаритян в иудаизм;

Изгнание не еврейских жён (” из Ашдода, Амона и Моава”) объясняемое тем, что ” …сыновья их не умеют говорить по иудейски – наполовину говорят по ашдодски и на языках других народов” /”Эзра” 13:24/

Последние пророки: Хаггай, Зхария, Малахи.

Исчезновение Зрубавеля, кандидата на пост вассального царя

Местная власть, отвечающая за порядок, сбор налогов и т.п. в Иерушалаиме и окрестностях: первосвященник, “кнессет а-гдола”, народное собрание

 

* призыв возвратиться в Йерушалаим и восстановить храм исходит “…во исполнение слова Господня из уст Йермийи” ( к тому времени уже умершего) от первого персидского царя Корэша (Кира) (539 г.): ” …побудил Господь дух Корэша”
Интриги соседних народов и самаритян, стремящихся не допустить восстановление Храма

Крах заговора Амана и установление праздника Пурим.

Введение арамейского языка в качестве официального языка персидской империи

 

332-323    Александр    Сохранение статуса    Неудачные интриги самаритян
323-301    Воюющие наследники Александра    Сохранение статуса     
301-200    Империя Лагидов в Египте, включающая всю Землю Израиля до Литани    Переселение части евреев в Александрию – иногда в качестве пленных, захваченных в походах Птоломеев на север с одновременной ” греческой” колонизацией Палестины               ( побережье и Декаполис)
Богатая еврейская семья Тобиады “перекупают” у египетского царя право назначать первосвященников и становятся сборщиками налогов от Газы до Литтани: Йосеф Тобиад хвастает, что он “ободрал Сирию до кости и поднял Иудею из бедности к преуспеванию”/ Бикерман ” Евреи в греческий век”/

 

Интенсивное развитие литературы, искусства, наук в Александрии.
Сбор писаний для александрийской б-ки

Появление юдофобских и юдофильских книг

Перевод Библии на греческий язык.

Изобретение пергамента в Пергаме из-за запрета вывоза папируса из Египта

200-167    Империя Селевкидов    Антиох III ( 241-187гг. до н.э.), захватив Землю Израиля, восстанавливает власть первосвященника и издаёт эдикт, включающий царские взносы на жертвоприношения в Храме; освобождение священников и левитов от налогов на 3 года, запрещение разведения не кошерных животных и ввоз их мяса в Иерусалим. Он практикует набор наемных солдат-евреев, особо отмечая их верность; переселяет 2000евреев из Месопотамии в пограничные крепости, предлагая землю для дома, поля , освобождение от налогов до первого урожая и т.п.
Первый открытый конфликт (178 г.) : неудачная попытка селевкидского наместника ограбить Храм ( “чудо Гелиодора”)

Первосвященник Ясон строит стадион рядом с Храмом –”так что священники…презирая Храм и нерадя о жертвах, спешили принимать участие в противных закону играх палестры по призыву бросаемого диска… посылает деньги на жертву Геркулесу на пятилетних играх в Тире, однако, его посланцы договариваются , что эти деньги будут “употреблены на устройство гребных судов” /” Мак.4:12-13; 18-20/

Начало эпохи “зугот”(“наси”- Йоси Бен Йоэзер, “ав бейт-дин” –Йоси Бен Йоханан) и движения хасидим, противостоящих эллинизации иудеев посредством введения строгих** религиозных норм поведения

После разгрома римскими войсками при Магнезии (190 г.) Селевкидская Империя платит огромную контрибуцию Риму, что по мнении Полибия толкнуло Селевкидов на ограбление храмов Рима; младший сын Антиоха III, будущий царь Антиох Эпифан – заложник в Риме (190-175 гг.)
 

 

** эти нормы ( запрет на выезд за пределы Иудеи, запрет на пользование стеклянной посудой, изготовленной не евреями вводились р. Йоси Бен Йоэзером, известным своей склонностью к более мягким решениям, прозванным “шарья”, т.е. ” кто разрешает”

167-164    Гонения Антиоха
Эпифана

и война за веру

Начало восстания Хашмонаим.
Победы Йегуды Маккаби над войсками селевкидских наместников.

Захват Йерушалаима ( за исключением крепости Акра с сирийским гарнизоном)

Восстановление служения в Храме, чудо с маслом, установление праздника Ханука (декабрь 164г.)

Войны Йегуды в Заиорданьи против идумеев и аммонитян и в Гилъаде и Шимона в Галилее: захват и разрушение городов, истребление воинов, увод женщин и детей в рабство.

Цель этих войн- ” удерживать их ( окрестные народы) от вторжения в страну и тем оберегать своих единоплеменнико…” , а также богатая добыча ( “Иуд. Древн.., 1,8:10)

При этом Йегуда ведёт себя прагматически: по просьбе местных евреев не трогает Скифополис, жители которого вели себя достойно во время гонений на евреев, заключает мир с побежденными арабскими кочевниками в обмен на обещание поставлять скот и т.д. ( ” 2 Мак. Книга” гл.12)

163 г. – второй поход Лисия: поражение евреев под Бейт Цуром, гибель Элъазара Бен Матафии и бегство Йегуды. Осада Йерушалаима, прерванная вестями о борьбе за престол в Антиохии

 

Антиох IV Эпифан побеждает египетские войска и претендует на власть в Египте как дядя малолетнего царя Птоломея VI. Однако, посол Рима в Египте останавливает его проведя черту на песке и предупредив, что, перейдя эту черту царь вступает в войну с Римом.
Униженный царь , возвращаясь , узнаёт об уличных боях в Йерушалаиме между людьми первосвященника Менелая и смещенного царём первосвященника Ясона. Царь вводит войска в Йерушалаим, подавляет беспорядки. Восстанавливает Менелая на посту первосвященника , грабит Храм и вводит в Иудее культ Зевса- Антиоха, в жертву которому приносится свинья, запрещает обрезание, изучение Торы, соблюдение субботы и еврейских праздников

( декабрь 167 г.)

Смерть Антиоха Эпифана.

29 марта 164 г. анти-иудейский указ отменен ( Лисием, регентом при малолетнем царе Антиохе V):иудеям разрешается жить по обычаям их отцов и всем участникам восстания предлагается амнистия.

Менелай казнён – как виновник всех войн.

 

163-142    Война за независимость    Конфликты между Хашмонаим (сторонниками продолжения восстания) и Алкимом ( часть “хасидим”); Алким жалуется царю Деметрию на Йегуду
161 г – поход в Иудею Никанора во главе войска “наёмников и верных царю и Торе евреев”      ( Бикерман “Бог Маккавеев”), которые не допустили Никанора атаковать в канун шабата, что не помешало Йегуде атаковать и разбить Никанора до начала шабата. День победы над Никанором    ( 13 Адара) объявлен ежегодным праздником; однако, этот праздник не сохранился, и 13 Адара стал днём поста ( пост Эстер)

161 г. Йегуда посылает послов в Рим, и Сенат принимает постановление ” по поводу оборонительного и наступательного союза с народом иудейским…” ( Иуд. Древн. 1, 10:6)

160 г. –поход Бакхида, сопровождаемого Алкимом , бегство воинов-евреев ( из 3000 остаётся 800), поражение и гибель Йегуды;

Иоханан Бен Матафия заключает перемирие с Селевкидами (159-157 гг.)

Иоханан поддерживает Александра Баласа и участвует в его войне против Деметрия II, за что тот назначает его первосвященником (152 г.), а затем в войне Деметрия II против Антиоха VI , но гибнет в но гибнет в результате от руки одного из претендентов на престол селевкидов -143 г.

Алким назначен первосвященником и утвержден Великим Собранием ( 163г.)
162 г.- декрет Антиоха V об обязательности соблюдения законов Торы евреями

Борьба за престол в Антиохии: Деметрий I (162-150)   смещает своего кузена Антиоха V(150-145 гг.) – борьба за престол в селевкидском царстве: Александр Балас (незаконный сын Антиоха Эпифана) против Деметрия II , сына Деметрия I

Царь Парфии Митридат I (около 170—138/137 до н. э.) отнял у Селевкидов восточные сатрапии — Персию, большую часть Месопотамии и завоевал часть Греко-Бактрийского государства до Гиндукуша.

 

142 -63 гг.    Независимое
гос-во

143-134 гг. – правление Шимона: разрушение Акры; завоевание Яффо, Гезера, Явне; освобождение Иудеи от уплаты дани (142г.),
134 г. – убийство Шимона и захват его жены и 2-х сыновей (с последующей казнью) его зятем Птоломеем.

134 – 104 гг. –правление Иоханана Гиркана, сына Шимона.

Осада Йерушалаима Антиохом VII: Гиркан открывает могилу царя Давида и откупается от Антиоха VII 3000 талантов и участием вместе со своими наёмниками в походе Антиоха VII против парфян. После победы над парфянами Антиох VII останавливает военные действия на 2 дня в связи с праздником Шавуот по просьбе Гиркана.

Гиркан захватывает Самарию и Галилею до горы Кармель, разрушает Храм самаритян на горе Гаризим.Он завоевывает Идумею и предлагает идумеям на выбор изгнание или обращение в иудаизм. Идумеи предпочитают обращение в иудаизм.

Посольство Гиркана в Рим и возобновление договора с Римом.

Гиркан завещает светскую власть своей жене, а сан первосвященника старшему сыну Аристобулу.

104-103 гг.-правление Аристобула, объявившего себя царём: заключившему в тюрьму мать , умершую там от голода, и брата Александра Янная; убийство брата Антигона, оклеветанного придворными и царицей

103-76 гг. – Александр Яннай – царь и первосвященник, освобожденный из тюрьмы Шлом Цион, вдовой Аристобула, на которой он женился; казнь брата; завоевание всего побережья (за исключением Ашкелона) и всего Заиорданья ( 103-95 гг.);

95-83 гг. –восстание фарисеев: фарисеи требовали соблюдения религиозных норм, разрабатываемых “зугот” (Йегуда Бен Таббай и Шимон Бен Шетах), народных обычаев, отвергаемых саддукеями и царем, и передачи права суда от царя Синедриону. В праздник Суккот Яннай выразил своё презрение к обряду водолития, вылив воду не на алтарь, а себе на ноги; присутствовавшие закидали его этрогами, в ответ его наёмники устроили резню в Храме. Восставшие призвали сирийского царя Деметрия I I I , с помощью которого нанесли поражение Александру Яннаю около Шхема ( 89 г.); но потом 6000 евреев перешли на сторону Янная, он одержал победу.

Около 50.000 евреев убито; пир под 800 распятыми пленниками, после которого 8000 иудеев покинули Иудею.

83-76 гг. восстановление власти Янная в Заиорданьи, на Голанах и в Декаполисе; попытки примирения с фарисеями;

76 г. –смерть Александра Янная***

76- 67 гг. –правление Шлом Цион: ****

Восстановление Санэдрина; разделение власти: Шлом Цион – царица; её сын Гиркан II –первосвященник, её брат Шимон бен Шетах – глава Санэдрина;

возвращение мудрецов, бежавших от Александра Янная укрепление роли религиозных судов; начало системы образования для детей; *****

предотвращение вторжения армии Тиграна Великого в Иудею щедрыми дарами

67-63 гг. – война между сыновьями Александра Янная первосвященником Гирканом II и царём Аристобулом, завершившаяся взятием Йерушалаима Помпеем и восстановлением Гиркана II у власти ( 63-43 гг.) , но не как царя, а как первосвященника

 
Армия Антиоха VII разбита в 129 г. парфянами

 

Александр Яннай использует конфликт между Птолемеем Латиром ( Кипр), контролирующим побережье (от которого он сначала терпит поражение) и его матерью Клеопатрой, захватившей египетский трон

88 г. Птолемей Латир возвращает себе египетский трон;

набатеи.недовольные тем, что, захватив Заиорданье, Яннай лишил их контроля над восточной “царской дорогой” и перекрыл торговлю между Дамаском и Петрой, начинают вторгаться на территории, контролируемые евреями

90г.– тяжёлое поражение в битве с царём набатеев Увдатом и бегство в Йерушалаим

80г. – смерть Птолемея Латира

 

*** умирающий Яннай сказал Шлом Цион: “Бойся не фарисеев и не тех, кто не фарисеи, а бойся”крашеных”(“а- цвуим”), что притворяются фарисеями, ибо дела их – как дела Зимри, а просят они награду Пинхаса” /”Сота”22б/

Он же предложил ей отдать его тело на поношение фарисеям, но те устроили ему пышные похороны.

**** Шлом Цион описывается в Талмуде как правительница, снискавшая благословение Бога на всю страну: необычайно высокие урожаи, дожди в ночь на шабат и т.д.

***** “Мир был заброшен, пока не пришёл Шимон бен Шетах и не восстановил Тору” /”Бавли. Киддушин” /

Захват Помпеем селевкидского царства-63 г. и его войны на востоке             ( Парфия, Понтийское царство, Армения)

63-37    междуцарствие    49 г. Антипатр и Ирод организуют помощь Цезарю, окруженному восставшими египтянами; Цезарь утверждает статус Гиркана I I как первосвященника, но передаёт верховные полномочия над всей Иудеей Антипатру с правом восстанавливать крепостные стены Йерушалаима.
Антипатр и его сыновья Фазаэль и Ирод наводят порядок в Иудее и Галилее; интриги против Ирода, которого спасает   покровительство римского наместника в Сирии.

44 г. –вторжение армии Кассия в Иудею: приказ уплатить 700 талантов, разорение городов, не выполнивших приказ и обращение в рабов их населения; Отравление Антипатра одним из его помощников; война за власть над Иудеей завершается победой Ирода, женившегося на внучке Гиркана I I (хашмонайской принцессе)

Марк Антоний Ирода тетрархом.

40 г -вторжение парфян, утверждение царём сына Аристобула -Антигона, который лично изгрыз уши Гиркану I I, сделав его неподходящим для сана первосвященника

Ирод бежит в Рим, где Антоний провозглашает его царём Иудеи и помогает войсками.

 

Борьба за власть в Риме.
Поход Красса против парфян и разгром

парфянами римской армии -53 г.

Захват власти в Риме Цезарем -50 г.

Война между Помпеем и Цезарем.

Убийство Помпея -48 г.

Война Октавиана и Марка Антония против Кассия и Брута( убийц Цезаря)

Победоносная война Октавиана против Марка Антония и Клеопатры

 

37-5гг.    Царство Ирода    37 г. – Ирод с помощью римских войск восстанавливает власть в Йерушалаиме: останавливает грабежи в городе, платя римлянам из своих средств.
Антоний передаёт Йерихо и ряд других городов Клеопатре, но Ирод берёт эти земли, в аренду у Клеопатры за 200 талантов в год.

Война Ирода с “аравийцами”

Октавиан Август подтверждает право Ирода на престол и возвращает ему земли, отторгнутые Клеопатрой.

Ирод строит новые города ( Кейсария, Себастия) и крепости в Иудее.

Расширение Храма. Казни реальных и воображаемых врагов – главным образом – из числа родственников.

Шамай и Ѓилель: возникновение и развитие школ , оказавших определяющее влияние на дальнейшее развитие иудаизма.       ” Гилелю удалось создать новую концепцию изучения Торы… Правилами Ѓилеля мы пользуемся сегодня, занимаясь галахическими исследованиями…” /Штайнзальц “МудрецыТалмуда”/

 
5 г. до н.э. -37г. н.э.    Иудея под властью римских прокураторов    Провокации римлян. Столкновение на празднике Пейсах- погибло 30.000; сожжение Торы римским солдатом – был казнен по требованию евреев; столкновения евреев с самаритянами; борьба с разбойниками; начало террора сикариев в Йерушалаиме; столкновения с греками в Кейсарии, взяточничество и т.п.
Первые случаи успешного пассивного сопротивления: удаление из Йерушалаима изображений Тиберия и знамен ( в правление Пилата) и передотвращение ввоза в Храм статуи Калигулы ( в правление Петрония)

 
 

37-44 гг. н.э.    Царство Ирода Агриппы    Благодаря дружбе с Калигулой и заслугам перед Клавдием Ирод Агриппа ( внук Ирода) получил власть над всей Иудеей. Агриппа уважал закон и народные обычаи: вместе с простыми людьми приносил в храм свою корзину с первыми плодами; читал перед народом Тору в праздник Суккот; подарил в Храм золотую цепь, подаренную Калигулой. Встретив на улице свадебную процессию, которая остановилась, чтобы дать ему пройти, он отошел в сторону и велел ей идти вперед. Он облегчил подати, уменьшив налог на дома в Иерусалиме. На чеканенных им монетах он избегал помещать какие-либо символы, могущие оскорбить народное религиозное чувство. ******
 

****** отношение народа к Агриппе показано в “Сота” 41: читая Тору на празднике Суккот перед народом и дойдя до слов ” не можешь поставить над собой чужеземца, который не брат тебе” заплакал. В ответ народ закричал: “Агриппа – ты брат нам”, на что раби Натан сказал, что израильтяне были достойны смерти за то, что польстили Агриппе.
Однако, мудрецы не сомневались в праве Агриппы на царство и спорили, не уронил ли он царское достоинство, уступив дорогу свадебной процессии. Решили, что не уронил, т.к. не уступил, а просто отошёл в сторону ./”Ктуббот” 17 а/

 

Новое в эллинизме, встроенное в еврейскую культуру.

 

Несакральная религиозная литература

 

Книги, пронизанные духом иудаизма, но не являющиеся священным Писанием.

Эти книги впоследствии ( примерно 2 в. н.э) получили название “внешние книги” ( ” сфорим хицониим”)

Это 13 апокрифов:

1-я Книга Эзры,

Книга Товита,

Юдифь,

дополнения к Книги Эсфирь,

” Премудрость Соломона”,

” Премудрость Бен Сиры”,

” Барух”,

” О 3-х праведных отроках”,

” Сусанна и старцы”,

“Бэл и дракон”,

” Молитва Менаше”,

1-я и 2-я Книги Маккавеев”

И множество псевдоэпиграфов

Часть этих книг написаны на иврите, часть – на греческом.

Эти книги не запрещены к чтению, а ” Премудрость Бен Сиры” даже цитируется в Талмуде.

 

Апологетическая литература.

 

Книги, написанные с целью показать древность и моральные преимущества иудеев по сравнению с другими народами.

Все эти книги написаны по гречески.

Автором первого сочинения такого рода был не еврей, а греческий философ Гекатей Абдерский, живший при дворе Птолемея, утверждавший, что именно евреи были древнейшим народом и средоточием древней мудрости и Моисей-Трисмегист обучил всему египтян, а те в свою очередь греков.

Из этих произведений наиболее яркие ” Послание Аристея”, ” Апология евреев” Филона Александрийского” и ” Против Аппиона” и ” Иудейские древности” Иосиа Флавия

 

Начало еврейской философии

 

Это – прежде всего всё тот же Филон Александрийский, доказывавший не противоречивость Торы и философских концепций Аристотеля и Платона

Аверинцев считает, что именно от эллинизма была заимствована идея Бога. “сотворившего всё из ничего”, выраженная во 2-ой Книге Маккавеев. (7:28)

 

 

Греческий язык.

 

Греческий язык постепенно становится общим для всех жителей эллинистического мира – или, по крайней мере – для сколько-нибудь интеллигентной части.

Греческий язык получил очень широкое распространение среди евреев и даже, видимо, в ущерб ивриту и арамейскому.. Во всяком случае среди найденных Игалем Ядином документов восстания Бар Кохбы есть письмо одного из участников восстания, в конце которого он просит прощения за то, что пишет по-гречески, т.к. во всём отряде не нашлось человека способного написать письмо на иврите или арамейском. Кодификатор Мишны Йегуда а-Наси говорил: ” Ну зачем же говорить по сирийски, т.е. по- арамейски? Это же лучше выразить не греческом”.

Существует целый словарь греческих терминов, используемых в Талмуде.

 

Заключение

 

Контакт с ” просвещенной” и универсальной культурой эллинизма мог привести к благоприятным результатам лишь для тех, кто подобно Яакову, борясь с ангелом- покровителем Эдома, не только не давали ему одолеть себя, но оказывались способны вырвать у него благословление. Это означало не потерять себя в эллинизме, но выйти из него наделенным новой силой.

Контакт с ” просвещенной” и универсальной культурой эллинизма мог привести к благоприятным результатам лишь для тех, кто подобно Яаакову, борясь с ангелом, не только не давали ему одолеть себя, но оказывались способны вырвать у него благословление. Это означало не потерять себя в эллинизме, но выйти из него наделенным новой силой.

Евреи преуспели благодаря вере в Единого Бога – Царя Вселенной, которая поставила перед ними внутренний барьер, препятствовавший подчинению и отделявший их от всего остального мира. Но отделение способно только сохранять прошлые достижения, но не способно обогащать внутренний мир и духовную жизнь.

Эллинизм был универсальной духовной силой, игравшей роль подобную роли Западной цивилизации в современном мире – ни один народ не мог отделиться от нее. Кроме того, изоляция вела к разрыву с многочисленными еврейскими общинами, рассеянными по всему эллинистическому миру.

Победа Хашмонаим позволила принимать идеи нового века и новой культуры, не жертвуя традиционными духовными ценностями.

Это достигалось двумя способами. Первый заключался в том, что окрепшая вера народа позволяла принимать идеи и установления, представлявшие ранее серьёзную угрозу.

Иоханан Гиркан отказался допустить сирийский гарнизон в Иерусалим, но организовал целую армию нееврейских наёмников*.

Во времена Антиоха Эпифана гимназиум в Иерусалим представлял серьёзную опасность для иудаизма. Во времена Филона александрийские евреи принимали массовое участие в атлетических играх. Не жертвуя при этом ничем в своей религии, а театры, ипподромы, воздвигнутые Иродом, позднее посещались даже ортодоксальными евреями.

Второй путь был связан с тем, что после удаления яда, содержащегося в эллинизме, то новое, что он давал, встраивалось в систему Торы и использовалось для того, чтобы лучше служить Богу” / “From Ezra to the Last of the Maccabees” р. 180=181/



Источник: rishonim.info
Автор: Лев Утевский
Внимание! Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. Авторские материалы предлагаются читателям без изменений и добавлений и без правки ошибок.





РЕКОМЕНДУЕМ:

ТЕГИ:
Ханука, очерки

ID материала: 12373 | Категория: Общественно-политическая жизнь в Израиле | Просмотров: 453 | Рейтинг: 5.0/1


Всего комментариев: 0


Мы уважаем Ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев.
avatar
Подписка


Реклама
Статистика
Материалов: 16313

Пользователей:
Онлайн всего: 521
Гостей: 517
Пользователей: 4
Leonid, profsharikov, dadashev, somanet01

Яндекс.Метрика Индекс цитирования
Известный проповедник гражданских войн Иван Охлобыстин пафосно и с помпой получил паспорт новоиспеченной Швейцарии, боле...       Завершая морскую тему, кратенько подведем итоги последних дней. В Средиземном море не спокойно. Россию опять обидели и о...       «Договор с Россией не стоит той бумаги на которой написан» Отто фон Бисмарк Ну что же, ракетные стрельбы, от которых тро...       Именно тестостерон отвечает за проявление мужских признаков как в физиологическом, так и в психологическом аспекте, а та...       Почти год продолжались контакты между представителями Израиля и Украины, и, наконец, на прошлой неделе был заключен дого...      
www.NewRezume.org © 2016
Главный редактор: Леонид Ходос
leonid@newrezume.org
Индекс цитирования
Сайт содержит материалы (18+)
Правообладателям