Точное время
Нью-Йорк:
Берлин:
Иерусалим:
Москва:
ПОИСК ПО САЙТУ
Мы в СОЦ Сетях
Главная » Очерки. Истории. Восспоминания » А.Макаревич. О Макаревиче.

А.Макаревич. О Макаревиче.

2015 » Декабрь » 18      Категория:  Очерки. Истории. Восспоминания

Шрифт:  Больше ∧  Меньше ∨

Aндрею Владимировичу Макаревичу исполнилось 60 лет. Основатель и
единственный бессменый участник <<Машина времени>> Андрей Макаревич
прошел вместе с группой извилистый путь -- от подпольных выступлений
70-х - начала 80-х годов прошлого века до статуса признанного мэтра
советско-российской рок-сцены. Песни группы расходились до сих пор не
подсчитанными тиражами в магнитоальбомах, их играли в походах и
студенческих общагах под гитару -- как и песни друзей-конкурентов из
<< Аквариума>>, <<Воскресенья>> или <<Кино>>. Однако деятельность Андрея
Макаревича не ограничивалась выступлениями на сцене. Он создал
множество телепередач, таких как <<Подводный мир с Андреем
Макаревичем>>, <<Абажур>>, <<Три окна>> и <<Смак>>. В августе 2001 года он
также основал проект под названием <<Оркестр креольского танго>>, в
рамках которого было выпущено множество песен в в стиле джаз, блюз, и
шансон. Всего за музыкальную карьеру Макаревич написал более
полутысячи песен, как для <<Машины времени>>, так и для сольных
концертов, а еще для различных кинофильмов. Известен он также и как
актер, продюсер, художник, писатель и общественный деятель. Свой
юбилей музыкант отметит выходом альбома <<Хроника текущих событий>>, в
который вошли только новые сольные песни.

Последнее время артист часто высказывает в прессе и сети свою
гражданскую позицию, пишет письма президенту Путину (по-моему, без
должного эффекта) , предлагает, критикует... Приведу две фрагментальные
цитаты без комментариев.

<< Все. Достали. Господа холуи, проходимцы, приспособленцы и просто
идиоты! Не смейте меня учить любить Родину! Научить любить нельзя.
Заставить любить нельзя. Неужели это непонятно? Ту Россию, которую я
любил и буду любить, меня учить любить не надо. А то чудовище, которое
вы пытаетесь родить, калеча и уродуя мою страну, вы меня полюбить не
заставите. И гореть вам в аду, клоуны>>.

<< Владимир Владимирович! Факел, погасший четыре раза подряд - не
случайность, и даже не тенденция. Это закономерный результат ситуации,
когда во всех областях работу отдают не тому, кто лучше всех ее
сделает, а тому, кто лизнет понежнее и откатит пожирнее. Поэтому
падают ракеты и вертолеты, поэтому дороги разваливаются до того, как
закончили ремонт, и гаснут факелы - а по-другому и быть не может,
Владимир Владимирович>>.

И, наконец, факт для нас наиболее значимый. Известный российский
музыкант выпустил новый альбом - <<Идиш Джаз>>, композиции которого
исполнены на древнем языке европейских евреев - идише. Премьера этого
альбома состоялась на торжественном вечере Российского еврейского
конгресса в Москве, посвященном наступлению нового 5774 года по
иудейскому календарю. В альбом вошли песни, написанные одесскими
евреями, которые в начале прошлого века эмигрировали в США. Часть этих
композиций стала мировыми хитами, часть была позабыта. Теперь
Макаревич решил объединить их в одном альбоме. На премьерном концерте
вместе с Макаревичем песни из альбома исполняли музыканты,
участвовавшие в записи пластинки -- Евгений Борец, Александр Бриль,
Дмитрий Бриль, Константин Гевондян, Сергей Хутас, Сергей Остроумов,
Диана Поленова, Ирина Родиле и другие. Как рассказал в интервью
собственному корреспонденту ГолосUA в Москве Андрей Макаревич, его
интерес к идиш вызван тем, что это один из исчезающих языков,
носителей которого с каждым годом остается все меньше.

****

Я пою еврейские песни на русском языке, потому что я еврей...В моём
трудоголизме есть что-то нерусское. Может это еврейское? Не знаю. Я
всё-таки еврей наполовину. Кроме еврейской у меня есть и много других
кровей. Я совершенный космополит... (Из интервью в "Российской газете" No.
3980 от 26.01.2006 - А.З.)

******

Некоторое время назад у меня на пальце ноги выросла маленькая шишечка.
Вещь совершенно безвредная -- если ходить босиком. А вот ботинок
создает затруднение. Потому что ботинки на нее не рассчитаны. В
результате я исстрадался и позвонил знакомому доктору. Знакомый доктор
позвонил знакомому хирургу, и тот согласился меня принять. Оказался
очень приятным парнем, к тому же поклонником <<Машины времени>>. Мигом
уложил меня на стол и болячку отрезал. Категорически отказался от
вознаграждения. Растроганный и счастливый, я уехал домой. Через пару
месяцев шишечка выросла снова. На том же месте. Уже знакомый хирург
очень удивился, велел мне приехать и проделал операцию еще раз. Даром.
Прошло еще три месяца, и шишечка была на прежнем месте. Хирург
удивился еще больше и сказал, что тогда мы эту штуку возьмем лазером.
По последнему слову техники. Мы пошли на другой этаж больницы, и
строгая тетенька лазером, похожим на детский прибор для выжигания, эту
штуку выжгла. Лазер гудел, лампочки мигали, пахло шашлыком. Через пару
месяцев все вернулось на свои места. И тогда я плюнул, купил билет и
полетел в Израиль. Пришел в клинику, заплатил две тысячи долларов. В
кассу. После чего израильский хирург проделал надо мной уже до боли
(шутка) знакомую операцию. Ножичком. Безо всяких лазеров. В процессе
этой операции я спросил его -- почему у его российских коллег ничего не
получалось. Он удивленно посмотрел на меня, пожал плечами и сказал: <<А
они просто не до конца вырезали>>. <<Ну, погоди, -- думал я, -- утру тебе
нос. Вот заявлюсь через пару месяцев в прежнем виде, хромая, что тогда
скажешь? Небось, опять две тысячи сдерут?>> А больше ничего не выросло.
Как отрезало. (Два мира -- две медицины. Из интервью МЕЖ "Алеф",
5.12.2008 - А.З.)

*****

Несмотря на то, что фамилия у меня отцовская, белорусская, по маме я
Шмуйлович. И все мои предки по материнской линии из-под Витебска -
витебские евреи. Прадед мой был резником при синагоге, очень уважаемым
человеком. К сожалению, во время войны, перед приходом немцев все
архивы витебские были сожжены на всякий случай, поэтому раскопать
что-то дальше прадедушки не получается.... Oщущаю ли себя евреем?
Ощущение, надо сказать, обостряется несколько во время визитов на
Святую землю, потому что то чувство сопричастности к такой избранной
нации - не показное, а внутренне - очень хорошо ощущается там. Отсюда
и сплоченность, их патриотизм, умение воевать и защищать свою землю -
в общем, то, чему можно завидовать. . . У нас была уже совсем не
религиозная семья. Бабушка, Мария Моисеевна Бляхман, из Витебска, была
судмедэкспертом на Петровке, 38. Все следователи боялись её как огня,
поэтому от религиозных вопросов она была далека. Хотя наш дальний
родственник дядя Израиль был бундовцем - членом Бунда - остался жив,
бабушка к нему ходила. Я помню, она меня маленького брала с собой, и
там они обсуждали вопросы веры и то, сколько евреев осталось в Москве
и так далее. Это был 1955-56 год, серьёзное время... Я думаю (в ответ на
вопрос - почему в творческих профессиях, в том числе и в музыке, много
евреев - А.З.), в первую очередь это традиция - редкая еврейская мама
не отдаст своего ребенка в музыкальную школу. Это в обязательном
порядке. И если не скрипочка, то фоно. Но я бы не стал искать
национальных обоснований, потому что мы так придем к тому, что если он
еврей, то он талантливей других. Поверьте, это не всегда бывает... В
синагоге бываю не часто. У меня есть близкие друзья, которые всерьёз
занялись изучением Каббалы, ходят в синагогу, справляют Шабат. Я за
них очень радуюсь и иногда к ним примыкаю, но это бывает не часто
вследствие того, что когда евреям надо отдыхать - музыканты обычно
работают. И тут ничего не сделаешь. (Из беседы с раввином г. Барнаула
И. Каменецким, aen.ru 2.05.2010 - А.З.)

*****

Про евреев уже написано столько, что касаться этой темы -- моветон. И
все-таки -- что такого особенного в этой нации, заставляющего разные
части человечества то и дело поворачивать удивленные и раздраженные
головы в их сторону? В чем секрет этого болезненного интереса?
Отношение к евреям мне напоминает отношение шестиклассника,
неосознанно и безнадежно влюбленного в красивую отличницу, -- он бьет
ее портфелем и дергает за косы. Что заставило молодого художника
Шикльгрубера настолько возненавидеть проходившего по улице еврея, что
он чуть было не лишил мир этой нации? Они что, вырезали его семью? Да
нет, они вообще к тому моменту человеческой истории никого не
завоевывали (да и сегодня отбиваются). Мирно ушли из Египта.
Попросившись неоднократно. Рассеялись по миру? Так их гнали. Итальянцы
тоже рассеялись по миру (а было дело -- этот мир и завоевывали). И
чего? Конечно, фашисты уничтожали и русских, и белорусов, и кавказцев,
но только евреев уничтожали за то, что они евреи.

Ну да, видели Бога. Сами. И Бог говорил с ними. И передал Скрижали --
из рук в руки. Это, конечно, обидно. Но с другой стороны, древние
греки со своими богами вообще жили запанибрата -- и ссорились, и
обнимались -- и ничего! (Правда, греки -- со своими, а евреи -- с нашим,
с Единым. Действительно обидно.) Что еще? Нашего Христа продали? Ну,
во-первых, не без помощи Рима, а во-вторых, это, грубо говоря, их
внутренние разборки. Может, их не любят за их исключительную
талантливость? Перестаньте. Очень распространенный тип еврея --
громогласный бездарный идиот, все встречали. И скрипачи есть
китайские, и ученые русские, и битлы английские. Нет, не в этом дело.
Может, дело в семейственности, во взаимопомощи? Да нет, на Кавказе да
на Востоке это дело посильнее будет, а у тех же итальянцев вообще
семья знаете как называется? Мафия! Может, секрет в спасительной
самоиронии? Нет, этим чувством вполне наделены и грузины, и англичане,
и французы -- вспомните кино.

Наша Великая Сакральная Русская Народная Кабацкая Эстрада -- от
Вяльцевой и Паниной через Дмитриевича к Бабкиной, Ротару, Шуфутинскому
и Сукачеву -- на самом деле, по точному определению Троицкого,
<< еврейско-цыганская калинушка>>. Я о музыкальных корнях. Наш любимый
народом и теперь уже почти государственный блатной язык наполовину
состоит из слов еврейских -- нет, не одних скрипачей родит нация! (Три
примера, с ходу пришедших на ум: <<шмон>> -- это на иврите <<восемь>>. В
восемь часов на зоне шмонали. <<Халява>> -- это молоко. Его бесплатно
раздавали в синагоге бедным в шаббат. А <<шаббат>> -- это время шабашить.
Достаточно?)

А ведь я, кажется, знаю, что отличает их (простите, нас) на самом
деле. Вы когда-нибудь видели, как еврей относится к своей маме?
<< Видели>> -- тут плохое слово. Чувствовали? Это любовь, которая не
поддается описанию. Поэтому она не афишируется, ее не выносят на флаг.
Это любовь до самой смерти. Не маминой, нет. Твоей собственной. Может,
в этом главный секрет?" (Рассказ, прочитанный автором во время
"Пионерских чтений" на тему "Евреи" в Мемориальной синагоге на
Поклонной горе 14.05.2-13 - А.З.)

*****

Мне интересна старая музыка, старый джаз. Интересно проследить, что
откуда выросло и что из чего образовалось... Я стараюсь не делать таких
акцентов -- еврейская тематика или другая. Мы с этой еврейской музыкой
выросли и живем. Вся советская эстрада -- это еврейская музыка. Даже
вся блатная песня -- это тоже еврейская музыка. Она всегда была рядом,
так что в этом нет ничего удивительного... По сравнению с ивритом он
(идиш) как раз достаточно молодой. Другое дело, что идиш -- язык
уходящий. На самом деле, в альбоме присутствует некая смесь идиша и
английского. Последнего даже, наверное, чуть больше. На идиш вся
Америка разговаривала, в 30-40-е годы там было огромное количество
эмигрантов-евреев из Европы, из России. Все они говорили именно на
идиш... Планирую ли я когда-нибудь в своем творчестве вернуться к этому
языку? Вы знаете, я не лингвист. Так что вряд ли. Тем более, что сам я
идиш не знаю. Моя бабушка на нем еще говорила, но я -- нет. Честно
говоря, в этом проекте меня больше интересовала именно музыкальная
составляющая. Дело в том, что язык -- это тоже часть музыки, потому что
мелодии диктуются тоном и фонетикой языка. На самом деле, между
человеческой речью и мелодией существуют глубочайшие связи. У меня про
это целая книга написана. Она называется: <<Вначале был звук>>...
Некоторые, когда видят, что почти вся советская эстрада создана
евреями, начинают рассуждения, кривотолки и прочее. Я думаю, что здесь
дело не в том, что это какой-то особенно музыкальный народ. Хотя,
конечно, он очень музыкальный. А дело в том, что, согласно традициям
еврейской семьи, ребенка нужно было обязательно отдать в музыкальную
школу. Это был статус. Это было положено. Вот есть будет нечего, а в
музыкальную школу он будет ходить! Еврейский мальчик -- он обязательно
или со скрипочкой, или с папкой для нот... Сейчас я хожу в синагогу
крайне редко. Я, честно говоря, не религиозный человек. Я очень занят
работой. Но то, что мы придумали в этой синагоге, прекрасно. Такие
вечера с какой-либо интересной музыкой и с интересными музыкантами
хотелось бы сделать традицией. И я думаю, что периодически мы будем
там встречаться. ( Jewish.ru 18.09.2013 -A.З.)

Источник: www.zelikm.com - <<Евреи глазами именитых друзей и недругов>>



Переслал: "vera skorobogatov"
Внимание! Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. Авторские материалы предлагаются читателям без изменений и добавлений и без правки ошибок.





РЕКОМЕНДУЕМ:

ТЕГИ:
очерки

ID материала: 12268 | Категория: Очерки. Истории. Восспоминания | Просмотров: 2067 | Рейтинг: 4.8/17


Всего комментариев: 2
avatar
1
/////Ту Россию, которую я
любил и буду любить, меня учить любить не надо. А то чудовище, которое
вы пытаетесь родить, калеча и уродуя мою страну, вы меня полюбить не
заставите.///// Очень хорошо сказал
avatar
2
Согласен!


Мы уважаем Ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев.
avatar
Подписка


Реклама
Статистика
Материалов: 16446

Пользователей:
Онлайн всего: 166
Гостей: 164
Пользователей: 2
ikatcnelson180, kebek4

Яндекс.Метрика Индекс цитирования
18 октября 1961 года состоялась премьера короткометражного фильма Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс», героями...       Олигархи и петербургские миллиардеры. "ДП" узнал, кому принадлежит один из самых элитных районов города. Вслед за спецвы...       Сегодня мы хотим познакомить вас с удивительным повествованием о восемнадцати годах тюрем, лагерей и ссылок Евгении Гинз...       Новый документальный фильм из проекта Planet Earth удивил очередным драматическим эпизодом - смертельной схваткой львов ...       Могущество музыки Моцарта оказалось в центре внимания главным образом в результате новаторского исследования Калифорнийс...      
www.NewRezume.org © 2016
Главный редактор: Леонид Ходос
leonid@newrezume.org
Индекс цитирования
Сайт содержит материалы (18+)
Правообладателям