Точное время
Нью-Йорк:
Берлин:
Иерусалим:
Москва:
Поиск
Мы в соц.сетях
Главная » Очерки. Истории. Воспоминания » История. Зачем Богдан отдал Украину

История. Зачем Богдан отдал Украину

2015 » Сентябрь » 7      Категория:  Очерки. Истории. Воспоминания

Шрифт:  Больше ∧  Меньше ∨

 

361 год назад — 27 марта 1654 года — царь Алексей Михайлович подписал «Мартовские статьи» и Левобережная Украина перешла под протекторат России. В дальнейшем эти события вызвали обилие толкований — от воссоединения одного народа до создания первого украинского государства.

 

Царь Алексей Михайлович

Царь Алексей Михайлович одобрил договор между гетманом Запорожской Сечи Богданом Хмельницким и Москвой о переходе гетмана и Войска Запорожского «под руку» московского престола. Принятие «Мартовских статей» стало завершением процедуры присоединения Левобережной Украины.

Следует заметить, что присяга армии Хмельницкого московскому царю стала итогом драматических и кровавых событий на Украине в середине XVII века. В этот период большая часть современной Украины (кроме Буковины, Закарпатья и Северного Причерноморья) была под контролем Речи Посполитой — единого польско-литовского государства. Оно возникло вследствие «королевской унии», заключенной в середине XIV века. С 1569 года согласно так называемой «Люблинской унии» государства объединились уже на постоянной основе. В результате этого союза польская аристократия (шляхта) стала главной силой в государстве.

Богдан Хмельницкий

Веротерпимость Великого княжества Литовского (сами литовцы приняли католичество лишь в 1389 году) уходила в прошлое.

Элита стремительно католизировалась, а в 1596 году была заключена Брестская уния — переход ряда западнорусских епископов в католическое вероучение с сохранением православных обрядов. Так появилось униатство (греко-католичество), которое стало еще одним фактором раскола на украинских землях.

Религиозная реформа происходила одновременно с формированием украинской нации. Однако в середине XVII века этот процесс был, мягко говоря, далек от завершения — так, исследователь «порубежья» Московского царства и Речи Посполитой А.И. Папков утверждает, что «в первой половине XVII века православное население Польши именовало себя «русским».

Были у волнений и экономические причины — в первую очередь крепостное право. Теперь крестьяне не могли менять своего феодала в Юрьев день, а землевладелец мог ужесточать поборы со своих холопов. Дополнительным фактором стало то, что непопулярными занятиями — ростовщичество, шинкарство (розничная торговля спиртным), сбор налогов — часто занимались евреи, к которым Польское государство относилось терпимо.

В результате у крестьян было лишь два выхода: или поднимать восстания (в 1620–1630 годы таковых было достаточно много), или уходить в казаки.

Эта социальная военизированная группа существовала ниже Днепровских порогов (в Запорожье) с середины XV века. В казаки уходили наиболее активные молодые люди, жили казаки «набеговой экономикой» — боролись и с крымскими татарами, и с польскими шляхтичами. Чем сильнее становился гнет дворян Речи Посполитой, тем больше людей отправлялись в Сечь. Художественное описание жизни казачества оставил Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба».

Таким образом, казацкий фактор играл все большую и большую роль в жизни украинских земель. Непосредственным поводом для восстания Богдана Хмельницкого стало разорение его хутора Суботова польским магнатом. Хмельницкий отправился в Сечь, в январе 1648 года был избран гетманом (главой запорожских казаков) и поднял восстание. Казаки, несмотря на нерегулярность своих формирований, пользовались большой крестьянской поддержкой и одержали несколько военных побед – при Желтых Водах и Корсуни. Казаки Хмельницкого контролировали к лету 1648 года всю Левобережную Украину и двинулись через Днепр – в Киевщину, Браславщину, Подолье. Тогда же произошли и первые переговоры между гетманом и Москвой. Однако искать в них стремление к воссоединению не стоит — это была часть политического процесса, ведь Богдана Хмельницкого тревожила «возможность включения России в борьбу с восставшими украинцами» (как утверждает А.И. Папков).

 

Однако Москва в первые годы сохраняла нейтралитет.

Восстание сопровождалось сожжением панских имений, массовым истреблением поляков и евреев. В августе 1649 года был заключен Зборовский мир между польским королем и гетманом Хмельницким. По нему в реестр казаков (то есть получавших такой официальный статус) входило 40 тыс. сабель, Чигирин становился столицей украинской автономии — Гетманщины, все участники восстания амнистировались, а евреи с территории автономии изгонялись. Однако через несколько лет конфликт снова разгорелся – причем полякам удалось принудить Хмельницкого к подписанию невыгодного для него Белоцерковского мира (реестр сокращался, а сам гетман лишался права международных переговоров).

 

Тем не менее Богдан Хмельницкий решился на то, чтобы обратиться к Москве за протекторатом.

В 1653 году на Земском соборе (ставшем предпоследним в русской истории) решение о принятии Хмельницкого в подданство было поддержано.

В январе 1654 года в Переяславе (ныне Переяслав-Хмельницкий, город с населением 31 тыс. человек в составе Киевской области) была собрана Рада и было принято решение о принятии протектората России. Естественно, это не могло не привести к войне Москвы и Варшавы. Она продолжалась 13 лет и завершилась Андрусовским перемирием 1667 года. По нему Россия не только получила Смоленск, но и контроль над Левобережной Украиной. Киев вошел в состав России на два года, но по миру 1686 года Москве удалось его оставить за собой. Для России контроль над Левобережной Украиной позволял снизить опасность набегов на Дикое поле — колонизируемые степи и лесостепи современного востока Украины и Ростовской, Воронежской, Белгородской, Курской и других областей России.

 

Теперь борьбу против набегов из Крыма можно было вести вместе с казаками, что привело к уменьшению крымской опасности для колонистов.

Но такое грандиозное событие не могло восприниматься только с прагматичных позиций. Уже через 20 лет после Рады настоятель Киево-Печерской лавры Иннокентий Гизель пишет «Синопсис», в котором впервые характеризует Переяславскую раду как «воссоединение». В историографии имперского периода акцентировалось внимание на «объединении разорванного народа», так как считалось, что великороссы, малороссы и белороссы суть ветви одного большого русского народа. Так, в «Кратких очерках русской истории» консервативный историограф Д.И. Иловайский описывал события как «Малороссийский вопрос», стараясь вообще не использовать слова «Украина» и «украинский».

Он говорит о «стремлении к воссоединению Юго-Западной Руси и Северо-Восточной».

Кроме того, события середины XVII века подогревали антипольские настроения. Так, например, националист Михаил Юзефович во второй половине XIX века, когда устанавливался памятник Хмельницкому на Софийской площади в Киеве, предлагал проект, где конь гетмана топчет поляка.

В свою очередь, складывающаяся украинская нация XIX века подчеркивает свою разность с русскими. «Отец украинской историографии» Михаил Грушевский писал в «Истории украинского народа», что «все заставляет сомневаться, что он (Богдан Хмельницкий) думал о создании какой-либо прочной и тесной связи» с Москвой.

Историк противопоставлял «конституционные привычки» украинского населения «самодержавным принципам» Москвы.

Грушевский видел в Хмельницком лидера украинского государства, лишь использовавшего Москву в борьбе с поляками как непосредственными угнетателями (так же, как и крымского хана). Но для западноукраинских интеллектуалов Хмельницкий воспринимался именно как человек, в борьбе за Украину потерявший ее свободу. В полном тексте песни «Ще не вмерла Украина» (ныне ее часть – официальный гимн Украины), которую Павел Вербицкий написал в 1862 году, а в 1863-м она была опубликована в львовском журнале «Мета», в одном из куплетов есть обращение к Хмельницкому:

«Ой, Богдан, Богдан, славный наш гетман, зачем отдал Украину москалям поганым?»

В советское время была сформулирована идея «братских народов». С помпой было отмечено 300-летие Переяславской рады. Помимо передачи Крымской области из РСФСР Украине, в честь гетмана был переименован областной центр Проскуров в Правобережной Украине. Официальный нарратив говорил: «Воссоединение Украины с Россией отвечало коренным интересам обоих народов, способствовало их дальнейшему экономическому, политическому и культурному развитию, росту производительных сил Украины и России, всестороннему взаимообогащению культур».

В постсоветской украинской историографии Хмельницкого стали рассматривать как одного из отцов государственности. Была сформулирована концепция «украинской национальной революции». В 2003 году, как пишет украинский историк Г. Касьянов, была издана брошюра, авторы которой оценивают Переяславскую раду и личность Хмельницкого. В ней говорилось, что гетман был создателем «президентской республики» на Украине XVII века, утверждается, что у созданного Богданом государства был «бездефицитный бюджет» и т.д. Естественно,

подобные заявления выглядят анахронизмами – попытками создать национальную историю, оперируя современными понятиями.

Впрочем, попытка изобразить Богдана Хмельницкого, царя Алексея Михайловича и других участников этого процесса людьми ХIX–ХХ века, размышляющими в категориях «национальных идей» (в то время еще абсолютно не существовавших), — это болезнь любой национальной историографии – и российской, и украинской.

 

Источники: Грушевский М.С. История украинского народа. М.: Монолит — Евролинц — Традиция, 2002. Иловайский Д.И. Краткие очерки русской истории. М.: Московский фонд социальных исследований, 1992. Миллер А. Касьянов Г. Россия — Украина: Как пишется история. Диалоги, лекции, статьи. М.: РГГУ, 2011. Папков А.И. Порубежье Российского царства и украинских земель Речи Посполитой. Конец XVI — первая половина XVII века. Белгород: Константа, 2004. Страны и народы. Советский Союз. Республики Прибалтики. Белоруссия. Украина. Молдавия. М.: Мысль, 1984.



Источник: nethistory.su
Переслал: Natan
Внимание! Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. Авторские материалы предлагаются читателям без изменений и добавлений и без правки ошибок.





РЕКОМЕНДУЕМ:

ТЕГИ:
история, украина, Россия

ID материала: 10767 | Категория: Очерки. Истории. Воспоминания | Просмотров: 626 | Рейтинг: 5.0/1


Всего комментариев: 0


Мы уважаем Ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев.
avatar
Подписка



www.NewRezume.org © 2017
Главный редактор: Леонид Ходос
leonid@newrezume.org
Яндекс.Метрика Индекс цитирования
Сайт содержит материалы (18+)
Правообладателям | Вход